В роттердамском музее Бойманса — ван Бёнингена (Museum Boijmans Van Beuningen) проходит выставка швейцарского художника Уго Рондиноне (Ugo Rondinone) — одного из самых успешных деятелей современного арта. Один из старейших музеев Нидерландов работает только с мастерами первого ряда. Обязывает окружение. В коллекции культурной институции представлена вся история искусства от Сердних веков до наших дней. Сюда идут смотреть Босха, Брейгеля старшего, Рембрандта, ван Эйка, Рубенса, Моне, Ван Гога, Дали, Магритта и многих других. Несколько залов посвящено предметам-иконам дизайна ХХ века.
Уго Рондиноне (Ugo Rondinone) родился в 1964 году в швейцарском Бруннене. Окончил венскую Высшую школу прикладных искусств. С 1998 года живет и работает в Нью-Йорке. В 2007-м представлял Швейцарию на 52-й Венецианской биеннале. Персональные выставки Рондиноне проходили в Центре Помпиду и Дворце Токио в Париже, венском Кунстхалле и в Сецессионе, в чикагском Art Institute и лондонской галерее Whitechapel. Он завсегдатай ярмарки Art Basel. Мехико, Шанхай, Нью-Йорк, Берлин, Мельбурн, Тель-Авив — со своими работами он объездил весь свет.
В конце 2014-го художник прославился тем, что поселился в заброшенной неоготической церкви в Гарлеме, переоборудовав ее под студию и жилье. Нью-йоркские СМИ назвали его новый дом самым необычным в городе. Покупка обошлась Рондиноне в 2, 7 млн долл., которые он заплатил единовременно и наличными, чем также произвел фурор.
Художник Уго Рондиноне работает в самых разных техниках и масштабах: в своих инсталляциях он использует монументальные каменные глыбы, ростовые фигуры, корявые стволы олив, бронзовые скульптурки птиц и животных тонкой работы. Центральный прием его творчества — многократное повторение разных вариантов одного и того же образа, будь то обнаженная девушка, клоун, каменный идол, птица, дерево или зверь.
Каждый раз он заполняет ими пространства музейных залов, дворы галерей, улицы и скверы городов. Именно этот прием наиболее узнаваем и производит наибольший эффект. Неизменно и непостижимо, но практически всегда он вызывает одновременно чувство меланхолии и детский восторг.
Помимо скульптурных инсталляций, Рондиноне знаменит своими психоделическими живописными работами и неоновыми светящимися радугами с надписями, которые выставляет на улицах как стритарт. Надписи обычно содержат странные сентенции — они кажутся избитыми и многозначными одновременно. Веселый шрифт и радужная раскраска вызывают улыбку. Никто не может пройти мимо, чтобы не сделать фото на этом фоне.
Vocabulary of Solitude («Вокабулярий одиночества») — так называется инсталляция в музее Бойманса—ван Бёнингена — это 45 фигур клоунов, сделанных в человеческий рост. В застывших позах они сидят и лежат на площади в полторы тысячи квадратных метров в левом крыле музея.
У каждого есть имя: «Быть», «Дышать», «Вспоминать», «Чувствовать», «Зевать»... Всего 45 слов, описывающих различные состояния человека. По замыслу автора, это исчерпывающий словарный запас, чтобы передать все, что с нами происходит за сутки. Посетители бродят между застывшими фигурами, погружаясь в медитативное состояние.
Отрешенность и самодостаточность экспонатов витает в воздухе залов и передается зрителям. Но клоуны остаются клоунами и не могут не вызвать улыбку. Человек бесконечно несчастен и бесконечно смешон в своем одиночестве. На одной из стен — полотно размером 4 на 30 метров из тысячи детских рисунков, изображающих радугу. Все-таки Рондиноне оптимист.