Fondation Beyeler представляет событие сезона — выставку Бальтюса (Balthus), одного из последних великих мастеров ХХ века. А также одного из самых необычных и противоречивых художников современного искусства. Грандиозная ретроспектива планировалась с середины 2016 года.
В фокусе концепции — работа «Пассаж дю Коммерс-Сен-Андре» (1952-1954), которая находится на постоянном хранении в Fondation Beyeler, но принадлежит крупной частной швейцаркой коллекции.
Творчество Бальтазара Клоссовски де Рола (1908-2001) всегда вызывало споры, одни ценят его как живописца, другие порицают за слишком откровенную секcуальность. Его творческая карьера была долгой, но развивалась в стороне от «генеральной линии». На этом уединенном пути Балтюс тем не менее опирался на ряд исторических традиций и разговарил с мастерами-предшественниками: Пьеро делла Франческа, Пуссеном, Фюсли, Курбе и Сезанном. Однако если вглядываться в его творчество более пристально, можно увидеть влияния современных течений «новой вещественности» и сюрреализма.
У Бальтюса много провокационных образов, но всех гипнотизируют его фирменная загадочность, тишина и мечтательность. Его называют художником противоречия и беспокойства. Бальтюса любят за неповторимую смесь безмятежности и напряжения, реальности и фантазии, эротики и откровенности, привычного и сверхъестественного. Играя на этих контрастах, Бальтюс объединил традиционные художественные мотивы с элементами иллюстраций популярных детских книг XIX века. Его образы наполнены иронией, то явной, то едва читаемой.
Образ Бальтюса был полон парадоксов. Он стремился считаться «ремесленником», в то же время хотел быть интеллектуаллом, поддерживая тесные отношения с ведущими философами, писателями, театральными профессионалами и кинематографистами. Среди его друзей были Андре Жид, Пьер Боннар, Андре Дерен, Морис Дени. Его долгая жизнь охватила почти весь XX век. Бальтюс самым естественным образом постоянно балансировал между аскетизмом и светскостью.
У художника были тесные связи с Швейцарией. Детство он провел в Берне, Женеве и Беатенберге, его первой женой была уроженка Берна Антуанетта Ватвиль, вместе они жили во франко- и немецкоязычной Швейцарии. В 1930-х годах он стал близким другом Альберто Джакометти, чьим искусством Бальтюс искренне восхищался.
На выставке в Fondation Beyeler представлены 350 картин. Из них — 40 ключевых работ, иллюстрирующие разные этапы творчества художника 1920-х по 1990-е годы. • С 2 сентября 2018 до 1 января 2019 года. Fondation Beyeler, Базель, Швейцария.