Британский музей V&A (Музей Виктории и Альберта) подготовил выставку «Фрида Кало: Создавая себя». Как всегда музей поразил неожиданным ракурсом и нетривиальной подачей исторического материала. Такой Фриду Кало еще не видели в Европе.
Мексиканский художник и легендарная дива умерла в 1954 году, когда ей было 47 лет. Хотела ли она, чтобы ее искусственная нога была выставлена в лондонском музее вместе с платьями и духами? Мы не знаем. Но, возможно, и да. Кало всегда была очень смелой.
Революционер, страстная женщина, авангардный художник. В детстве Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон пережила полиомиелит, затем в 1925 году, когда ей было 18, выжила в автомобильной катастрофе (автобус столкнулся с трамваем), которая оставила ее пожизненно инвалидом и принесла много-много боли.
В основе необычной ретроспективы в V&A именно акцент на эту боль: здесь представлены корсеты, на которых она нарисовала коммунистический серп и молот, протезы, лекарства и обезболивающие, костыли и особые ботинки. Кало была тем, кто страдал. Но как страдал! Она преобразила свои ощущения в пылающие, провидческие картины.
В 1939 году Кало нарисовала «Две Фриды», себя и двойника, с открытыми сердцами, связанными общей артерией: одна из Фрид разрезала артерию, проливая малиновую кровь на ее белую юбку. В автопортрете 1943 года на ней — фантастический белый головной убор, который окружает ее лицо, как если бы она была центром цветка.
При жизни Фрида Кало была гораздо менее известна, чем ее неверный супруг художник Диего Ривера, зато сегодня — все наоборот. Кало стала больше, чем художник, она стала образом, брендом. Ее творчество рассматривается как часть ее харизматичной личности.
В 1980-е годы картины Кало начала собирать Мадонна. Только позже искусствоведы обратили винмание на грубые, упрощенные автопортреты мексиканки, найдя в них «женское альтер-эго Сальвадора Дали». Может ли это называться искусством? На выставке в V&A Кало называют художником XXI века, чья жизнь была своего рода актом творчества и чьи предметы быта — столь же значимы, как и ее рисунки.
Кураторы выставки отправили в Мексику архитекторов Бена Гибсона и Мэтта Торнли. На основе облика дома-музея Кало в Койоакане и ее сада была создана экспозиция с синими стенами, мексиканским орнаментом и витринами, точно повторяющими форму кровати Фриды. Особо стоит отметить манекены: к ним отнеслись как к участникам грандиозного фэшн-шоу, создав по образу и подобию Фриды Кало.
До этого момента личные вещи Кало ни разу не экспонировались за пределами Мексики. Ее сокровищницу (от неизвестных фотографий до хорошо сохранившихся шалей и юбок) открыли только в 2004 году. Они лежали нетронутыми в течение 50 лет. Гардеробная Фриды в Casa Azul была опечатана и закрыта по распоряжению ее мужа Диего Риверы.
• До 4 ноября 2018 года. Frida Kahlo: Making Her Self Up. Музей V&A (Музей Виктории и Альберта), Лондон.