В Париже вспоминают творчество художника Жана Люрса. Большую выставку «Жан Люрса. С первым лучом солнца» показывают в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти художника. Экспозицию в Галерее Гобеленов (Galerie des Gobelins) разрабатывал архитектор Жан-Мишель Вильмотт.
По теме: Памятник года: школа по проекту Андре Люрса
Жан-Мари Огюст Люрса (1892-1966) — керамист, художник по текстилю, поэт, иллюстратор. Вошел в историю прежде всего как реформатор шпалерного искусства. Заказчиками его роскошных гобеленов были лучшие архитекторы и декораторы своего времени, например, Андре и Пьер Шарро. Кроме того, Люрса — человек, друживший с полсотней знаменитостей ХХ века (с нео-кубистами, сюрреалистами, художниками и писателями-революционерами, Райнером Марий Рильке, Гийомом Апполинером, Максом Жакобом, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Пьером Сегерсом), человек, не устоявший перед магнетизмом советской пропаганды.
Жан Люрса начал свою карьеру с занятий живописью в Школе изящных искусств в Нанси. В том же 1912 году переехал в Париж, где продолжил образование в Школе изящных искусств и академии Коларосси. В его наследии более 1500 работ, выполненных маслом, гуашью, акварелью.
На выставке представлено около 40 станковых произведений: живопись 1930-х годов, которая пользуется успехом у европейских коллекционеров. Задетый кризисом 1929 года, Люрса разочаровался в станковой живописи. Занялся монументальными росписями, искусством, которое, как ему казалось, обращено к обществу. Среди важный источников вдохновения мастера — путешествия и средневековые французские шпалеры. Люрса объездил полмира, в разные годы посетил Испанию, Италию, Грецию, Турцию, Марокко, Среднюю Азию и США.
В 30-е годы Люрса действительно удалось воскресить интерес к шпалерному искусству и восстановить былую славу мануфактуры Обюссона. В начале 30-х мадам Кюттоли, жена вице-президента французского сената, обратилась к известным художникам с предложением создать эскизы для изготовления шпалер мастерскими в Обюссоне.
Руо, Матисс, Брак, Дюфи, Леже, Пикассо, Дерен откликнулись на предложение. Почти все они, так или иначе, предлагали воспроизводить живописные полотна в технике шпалеры. И только Люрса и Куто попытались проанализировать визуальные характеристики шпалер и выработать новые принципы картонов. Только они создавали экскизы с учетом специфики материала. С 1932 года по приглашению директора Мануфактуры в Бове Люрса начинает работать на предприятии и реставрирует старинные гобелены, получает первые официальные государственные заказы.
Что нельзя пропустить на выставке в Париже? Гобелен Le Vin de Beaune, сделанный для старинного дворца герцогов бургундских, который впервые привезен из Бона в Париж. Невероятно эффектны два больших гобелена «Рим» и «Париж», который мастер сделал специально для интерьеров Посольства Франции в Риме.
Среди хитов выставки — серия «Времена года», заказ, который художник получил от государства. Довоенные гобелены, сотканные на фабрике Gobelins и после войны подаренные королеве Нидерландов, ширма и диван, обитый тканями, произведенными на мануфактуре в Бове, картоны для ковров мануфактуры Савонери — все это свидетельства зрелости и индивидуального стиля художника.
Еще одно важное обстоятельство. На выставке впервые удалось собрать предметы мебели и текстиль, которые Люрса проектировал и рисовал для интерьеров посольства Франции в России в 1937 году. Эти вещи никогда не были смонтированы из-за разразившейся войны, и весь декор предполагаемого посольства разошелся по разным домам и собраниям.
Вообще отношения Люрса с Советской Россией — особый сюжет, неоднократно описанный российскими искусствоведами. В 1928 году он участвовал в выставке «Современное французское искусство» в Москве. В этом же году мастер подарил Государственному музею нового западного искусства (ГМНЗИ) несколько своих произведений. В 1934 году в Москве состоялась его персональная выставка. Люрса также посетил Харьков и Ленинград. В 1935 году Люрса даже cлужил секретарем изосекции общества «Новая Россия». В его функции входила организация выставки французских художников в Москве.
Жан-Мишелю Вильмотту удалось создать великолепную сценографию. Дизайн вдохновлен декором виллы Сера, домом-мастерской, построенной для Жана Люрса его братом, архитектором Андре Люрса. Выставка выстроена в хронологическом порядке: от мольберта до искусства гобеленов.
В парижской Галерее гобеленов (Galerie des Gobelins, 42, avenue des Gobelins) проводятся временные тематические выставки, посвященные истории и развитию этого вида декоративно-прикладного искусства. Находится Галерея в здании фабрики братьев Гобелен, открытой в 1601 году — место не самое туристическое, но весьма интересное для знатоков и любителей интерьера. • До 18 сентября 2016 года.