Грандиозный показ русского искусства начался в Гран Пале в Париже. Выставка объединяет русский авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство.
В Париж на выставку «Красный, искусство и утопия в стране Советов 1917–1953» приехали работы из Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского музея и работы из коллекции, подаренной Центру Помпиду при участи Фонда Владимира Потанина.
Под сводами Гран Пале усилиями куратора Николя Люччи-Гутникова соседями оказались «Большевик» Бориса Кустодиева, «И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в ЦПКиО им. Горького» Василия Свароги, «Новая Москва» Юрия Пименова, «Работница» Казимира Малевича. По мнению куратора, самым волнующей является возможность погрузиться в исторический период, когда художники создавали новое, антибуржуазное искусство и верили, что оно способно изменить мир.
Выставка посвящена тому как советская идеология формировала русское искусство в период с 1917 по 1953 год (год смерти Сталина) с помощью живописи, театра, кино и дизайна. «В 1917 году Октябрьская революция приводит к нарушению общественного порядка, последствия которого для художественного творчества имеют решающее значение». Именно с этих слов начинается выставка.
Всего в экспозиции участвуют более 400 экспонатов — живопись, скульптура, фотография, кино, предметы дизайна. Пушкинский музей предоставил четыре картины и 24 рисунка, включая эскизы Родченко к «Рабочему клубу СССР», эскизы тканей и костюмов Степановой.
Третьяковская галерея предоставила около 30 работ из своего собрания, вчастности, «Большевика» Бориса Кустодиева. Русский музей отправил во Францию 15 произведений, среди них есть «Фантазия» Кузьмы Петрова-Водкина и «Женская фигура» Казимира Малевича.
• Париж, Гран-Пале, до 1 июля