Хильму аф Клинт называют пионером абстрактного искусства. Интерес к ней в наши дни — не только как к художнику-мистику, но и как к одной из первых женщин, самостоятельно определивших и профессию, и образ жизни. К тому же Хильма аф Клинт — шведка, дипломированный живописец северной школы, мастер сдержанной палитры, что придает ее картинам сегодня особый шарм.
Хильма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862–1944) начала создавать радикально абстрактные картины в 1906 году, задолго до того, как Василий Кандинский, Казимир Малевич или Пит Мондриан сделали аналогичные шаги, чтобы избавиться от произведений репрезентативного содержания. Клинт не публиковала манифестов, а свои новаторские картины показывала только в частных кругах.
Родившаяся в Стокгольме Хильма аф Клинт начала свою художественную карьеру как живописец — в жанре портрета и пейзажа. Однако или под влиянием научных открытий, или модных увлечений мистицизмом Клинт вскоре стала стремиться выразить понятия, выходящие за рамки того, что можно увидеть человеческим глазом.
В период учебы в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме Хильма познакомилась с Анной Кассель. К ним присоединились еще три единомышленницы, которые составили группу «Пять» (De Fem). По пятницам дамы читали Новый Завет, медитировали и проводили спиритические сеансы, аккуратно фиксируя все «контакты с духами».
Бурные моря и таинственные огни, — Хильма утверждала, что ее рукой водят духи и призраки, а она отключает разум, рисуя абстрактные круги и овалы. Позднее ее метод назвали «автоматическим» рисунком, его широко использовали в своих работах сюрреалисты.
Хильма аф Клинт была финансово независимой и незамужней. После смерти матери в 1920 году она переехала в Хельсинки и стала жить вместе с бывшей сиделкой матери Томасин Андерсон. Женщины много времени проводили в Швейцарии. В 1908 году Клинт познакомилась с известным швейцарским теософом Рудольфом Штайнером и поддерживала с ним отношения всю жизнь.
Умерла Клинт в 82 года после автомобильной аварии, оставив 150 тетрадей, в которые записывала свои мысли. Согласно ее завещанию работы и записи можно было обнародовать только после 20 лет со дня ее смерти. Картины Хильмы были впервые открыты для всеобщего обозрения лишь в конце 1960-х.
Кажется, что Клинт, уставшая от своих непонимающих современников, настраивалась на более духовно настроенную будущую аудиторию. Может, это мы? Что-то в ее работах резонирует с беспокойным поиском настроения в современной культуре, враждебного старым идеям.
• Hilma af Klint: Paintings for the Future, первая крупная персональная выставка в США, посвященная Хильме аф Клинт, проходит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. До 23 апреля 2019.