Ярмарка Paris Photo (8-11 ноября 2018) проходит в двадцать второй раз. Лейтмотив нынешнего галерейного смотра в Париже, под сводами Grand Palais — женское искусство. Наряду с привычными паблик-токами, выставками и дискуссиями, можно увидеть отдельную секцию с эротическими фотографиями и истории женщин-фотографов.
По теме: Paris Photo 2017: фотография с Карлом Лагерфельдом
За секцию Curiosa отвечает независимый куратор Марта Кирзенбаум, которая прежде вела резидентскую программу в Лос-Анджелесе, была куратором Кунстхалле в Мулхаусе и Варшавском Центре современного искусства. Марта выбрала 14 проектов, посвященных сексу, телесности и фетишизму, каждый из которых должен вызывать сильное чувство у зрителя: от отвращения до вожделения.
На Paris Photo 2018 широко представлена классика эротической фотографии Роберта Мэпплторпа и феминистские работы Ренате Берлтман, при желании можно рассмотреть мелкие синие сосуды на красивых телах моделей у Антуана Д’ Агата или гомосексуальную нежность у Поля Мпаджи Сепуа. Эрос — на любой вкус и цвет. Кстати, Марта будет курировать павильон Франции на Венецианской биеннале 2019 года, где протагонистом уже объявили Лор Пруво.
Независимый куратор Фанни Ескоулен создала специальный маршрут-тур, посвященный женщинам-фотографам. Фанни рассказывает историю фотографии через призму женщины в социуме: от XIX века и Джулии Маргарет Камерон до наших современниц, о том, как они боролись и продолжают бороться за свои права. Дискуссия на эту тему носит красноречивое название: «Где мы сейчас? Женщины художницы, фотографы, арт-профессионалы и борьба за паритет».
Ескоулен ставит цель заново открыть коллекционерам и всему арт-сообществу глаза на женскую фотографию и пытается помочь художницам занять должное место в истории искусства. Хотя статистика — не в дамскую пользу: среди 887-ми представленных в парижском Grand Palais фотографов — 79% мужчин и только 21% женщин. Но дождемся Венецианской арт-биеннале 2019 года, которую уже назвали «Biennale Donna» — динамика все-таки положительная.