Московский музей современного искусства (MMOMA) открывает выставку скульптора Жака Липшица (1891–1973). 100 произведений привезли в Москву из коллекции Marlborough Gallery, Израильского музея, Lipchitz Foundation в Нью-Йорке и частных собраний. Столичная публика может вспомнить французский кубизм, столь любимую «парижскую» школу, которой уже минуло сто лет, и посмотреть во всей полноте одного из самых выдающихся еврейских художников XX века.
Хаим-Яков Лившиц родился в курортном Друскининкае (до 1917 Друскеники) на берегу Немана в 1891 году. Старший сын в семье строителей и промышленников, в 18 лет он, благодаря инициативе матери, уехал в Париж ради художественного образования. Занимался в Академии изящных искусств у Жака Антуана Инжальбера, посещал скульптурные студии частных школ Коларосси и Жюлиана. Жаку Липшицу повезло попасть в эпицентр молодого авангарда, что означало знакомство с кубистами и кругом Пабло Пикассо. В 1915 году друг Липшица Амедео Модильяни написал его портрет с женой поэтессой Бертой Китроссер.
В 1920-х, уже к французскому гражданину, Липшицу приходит известность. Его выставляют, о нем пишут монографии, его продают и покупают. Американский коллекционер Альберт Барнс, собравший одну из лучших коллекций модернистов, заказывает ему пять каменных рельефов для дома.
«С помощью объемов я черпаю свет. Утилитарность скульптуры — здесь. Она дает меру человеческого «Я» и его поэтическое познание вселенной»
Жак решает строить семейный дом с огромной, высотой в три этажа мастерской, по проекту Ле Корбюзье. Липшиц был близок с архитекторами и даже входил в группу «Эспри Нуво». Эта вилла, недалеко от Булонского леса, сохранилась.
Для Всемирной выставки 1937 года Липшиц создает монументальную скульптуру — девятиметрового «Прометея, удушающего орла». Во времена фашизма скульптор много работает над мифологическими сюжетами, затрагивающими тему борьбы добра и зла. В мае 1940 года Липшиц эмигрирует из Франции в США.
Бронзовая скульптура «Мать и дитя» Липшица в 1941 году куплена и установлена рядом с самой знаменитой постройкой Фрэнка Ллойда Райта «Виллой у водопада». Возрождение еврейского государства Липшиц встретил скульптурой «Чудо» (1948) — устремленная вверх фигура с руками, поднятыми к скрижалям завета, над которыми возвышается зажженная менора.
В 1954 году в Нью-Йорке в МоМА проходит его большая ретроспектива. Пожалуй с этого времени начинается международное признание скульптора — его монументы устанавливают в офисах и банках, парках и культурных цнтрах, а музеи приобретают их в свои коллекции. Липшиц дарит много своих работ Израилю, его «Древо жизни» устанавливают на территории госпиталя «Хадасса» на горе Скопус. Похоронен франко-американский скульптор Жак Липшиц в Иерусалиме.
• Жак Липшиц. Ретроспектива. MMOMA, Петровка, 25. До 3 марта 2019.