Государственный Эрмитаж показывает богатейшую коллекцию обманок. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура. От египетских древностей до начала XX века — предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камня. Многие экспонаты демонстрируются впервые.
То, что в эпоху 3D-принтинга и иммерсивных инсталляций, виртуальной реальности и световых шоу стало обычным явлением, раньше называлось тромплёй (от фр. trompe-l’œil — обман зрения). С древнейших времен художники увлекались двухмерными произведениями, имитирующими трехмерные.
Выставка — про обманки, которые не копии и не подделки. Зритель разгадывает секреты и тайные смыслы, оставленные художником. В XVIII веке в Западной Европе, а вслед за ней и в России вошли в моду резные фигуры из дерева и металла. Они вырезались по контуру, создавая, особенно на расстоянии, полную иллюзию трехмерного объекта. Такова, например, плоская металлическая фигурка китайца высотой полтора метра.
И все-таки подделки на выставки есть. Они относятся к искусным имитациям материалов, которые создавали в силу стилистических, экономических и других причин, в том числе модных веяний, авторы разных эпох. Деревянные сосуды расписывали под камень. Гипс — под орех. Фаянсовые вазы — под серебро. В Китае были изготовлены шахматы из слоновой кости, имитирующей коралл. В Европе XIX века, наоборот, стекло и фарфор имитировали слоновую кость.
В музейном хранении один предмет был записан как «масленка с крышкой, фарфор, Россия, конец XVIII века». При новом внимательном рассмотрении оказалось, что это изделие из молочного стекла Бахметьевского завода. «Снятие с Креста» хранилось в гравюрном абинете. На оборотной стороне «гравюры» начала XIX века обнаружили, что это вышивка человеческим волосом — некогда модная техника, где каждый стежок имитирует гравюрный штрих.
• Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, «Не верь глазам своим». Обманки в искусстве. 8 декабря 2018 – 10 марта 2019.