В московском Манеже открывается одна из самых ожидаемых ретроспектив года — «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера».
В экспозицию вошло более 90 полотен из собрания мексиканского Музея Долорес Ольмедо-Патино, в котором хранится крупнейшая в мире коллекция живописи Кало и Риверы; Arvil Gallery (Мексика, США), частных коллекций. Дополняют экспозицию великолепные фотографии (Гильермо Кало, Жизель Фройд и Николаса Мьюрея) и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало (1907-1954) и Диего Риверы (1886-1957). Их отношения характеризовали эмоции и страсть. Боль от бесконечных операций, которые пришлось Фриде перенести, и страсть, которая переполняла их жизни.
«Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность. В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Телеграфный столб — одна из самых известных картин Диего Риверы. Она написана в Париже, под влиянием Пабло Пикассо, с которым он познакомился и быстро подружился. Диего всецело увлекся кубизмом, написав в манере Пикассо около 200 полотен. Но, подравшись из-за скверного характера с известным парижским критиком, перестал работать в прежнем духе. Что кардинально изменило его художественную судьбу.
«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — Андре Бретон.
Автопортрет с обезьянкой. Фрида и Диего всегда держали в доме много животных: у них были попугаи, обезьяны, собаки. Обезьяна в представлении художницы — преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. Гвоздь — обман. Собака ксолоитцкуинтли — священное для ацтеков животное. Картина отражает мысли Кало о том, что в преодолении трудностей ей помогают животные и вещи, но не муж, которому она перестала доверять.
• «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера». C 21 декабря по 22 февраля, Манеж. Манежная площадь 1, Москва.