Среди громких событий и сюрпризов, анонсированных ГМИИ им. Пушкина в 2019 году, есть выставка, достойная внимания каждого визуала и маркетолога.
Проект «Афишемания» объединил 130 работ из собрания ГМИИ, среди них лучшие образцы прикладной графики Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта. Они находились в коллекциях Павла Эттингера и предпринимателя Федора Федорова — единственных российских собирателей парижских плакатов XIX века.
Обществу Belle Époque конца XIX века библиофил и литератор Октав Юзанн поставил диагноз «афишемания». Никогда прежде галльская пресса не могла похвастать такими рекордами: количество выпускаемых журналов в столице выросло в 5 раз, а в провинции — в 13.
Причиной столь большего интереса к печатному слову, иллюстрациям, афишам и плакатам был не только экономический подьем вместе с ростом рекламы товаров и услуг, но и законы об образовании: в 1881 году Франция ввела бесплатное обучение в начальных классах, приняла закон об обязательном образовании детей обоего пола с 6 до 13 лет, устранила религию из учебных планов государственных школ. Удвоившаяся грамотная молодежь в стране с удовольствием «читала» веселые игривые «картинки» с простыми обращениями.
Некоторое время улицы Парижа стали главным выставочным залом всей Европы. А его звездами — мастера рекламной графики, причем за большинством произведений велась настоящая охота.
Стоило появиться рекламе молока работы Стейнлена или афише с профилем Сары Бернар в стиле Альфонса Мухи, как их снимали со стен и перепечатывали тираж в подвольных типографиях. Повсеместный ажиотаж даже повлек за собой череду преступлений, связанных со скупкой тиражей ради искусственного завышения цен.
• «Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», Москва, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв., до 21 апреля.