Три частные семейные коллекции произведений искусства — живописи, графики, скульптуры, театрального, прикладного искусства, нумизматики выставляет Государственный Русский музей в Петербурге.
Эта выставка — уникальна. Она позволяет увидеть практически незнакомые широкой публике произведения крупнейших русских художников XIX–XX веков из собраний семьи Палеевых, Березовских и Наумовых. Представлено более 400 произведений. Среди них — живопись Айвазовского, Репина, Врубеля, Кустодиева, Брюллова, Маковского, Сомова, Григорьева, Яковлева, Фешина, Фалька, Челищева...
Можно увидеть 13 картин Роберта Фалька и 17 полотен Владимира Лебедева. Последнюю картину, написанную Кузьмой Петровым-Водкиным, на которой изображен лауреат Нобелевской премии академик Леонид Канторович, марроканскую серию Зинаиды Серебряковой, «русского импрессиониста» Николая Фешина и акварели Марка Шагала.
Что привлекает частных коллекционеров? Существует ли особый петербургский вкус? Три семейные коллекции — это разные временные пласты и примеры отечественного коллекционирования, советского и постсоветского периода.
Семья Палеевых унаследовала детище Ильи Исааковича Палеева (1901–1970), доктора наук, заведующего кафедрой теплофизики Политехнического института. Эта ленинградская «профессорская» коллекция сформировалась, в основном, в 1953-1970-е годы и прекратила пополняться после смерти собирателя. В ней — работы Альтмана, Серебряковой, Лебедева, Петрова–Водкина и других художников русского авангарда. Гордость собрания — работы Роберта Фалька были приобретены у вдовы художника Ангелины Щекин-Кротовой, с которой коллекционера, как и с Натаном Альтманом связывали самые дружеские отношения. Нынешний владелец Владимир Палеев не приобретает новые работы и не расстается ни с одной из собрания отца.
Собрание Владимира Березовского начиналось с работ мирискусников и их современников, доставшихся по наследству от Лидии Николаевны Угловской, внучатой племянницы пейзажиста Станислава Жуковского, музыканта и поэта, лично знавшего многих художников Серебряного века. С 1980–х годов оно расширилось и стало фундаментом для новой K Gallery (осн. в 2005), которая известна проектами музейного уровня — выставками произведений «мирискуссников» и русских художников рубежа XIX –XX веков, Сомова, Судейкина, Григорьева.
Сегодня Березовские приобретают и активно выставляют работы авторов ленинградского андеграунда. Владимир Березовский купил целиком коллекцию Анатолия Сидорова и Галины Волковой — около 3000 произведений художников круга Александра Арефьева, причисливших себя когда-то к Ордену нищенствующих живописцев (Рудольф Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин, Шолом Шварц).
Коллекция Кирилла и Юлии Наумовых — самая динамичная, ей 10 лет: живопись Айвазовского и Репина соседствует с миниатюрами, Борис Григорьев с монетами и медалями, а литографии с видами Петербурга с графикой Тулуз-Лотрека и гравюрами Дюрера. Матисс и Шиле — с картинами Павла Челищева, представителя мистического сюрреализма, которого часто называют русским Дали. Его холст «Ожерелье из роз» 1931 года попал к Наумовым из коллекции музыкального продюссера Сеймура Стайна, работавшего с панками The Ramones, Depeche Mode и Мадонной.
Любая частная коллекция отражает личность собирателя, его культуру и личные увлечения. Наумовы признаются, что коллекционирование для них — страсть и образ жизни, они охотятся за полотнами на аукционах и не боятся широты интересов. Именно в их молодом собрании есть «Голова крестьянина» Казимира Малевича, единственный эскиз к исчезнувшей монументальной работе «Крестьянские похороны», утерянной после выставки в Берлине. Этот этюд ушел в 2014 году на лондонских торгах Sotheby's в Лондоне за пару миллионов фунтов стерлингов.
• Три петербургские коллекции, Русский музей, Корпус Бенуа, до 10 июня.