В этом сезоне в Венеции проходит не только Биеннале современного искусства. Иногда самое интересное может ожидать арт-лавера в одном из прекрасных старинных палаццо, где можно насладиться многовековыми интерьерами и видами на канал. Самое интересное — это смотреть ретроспективные выставки, считает куратор NEW ERA (проект BURO.New Cool) Елена Рожнова, по которым можно понять не только путь художника, но и целую эпоху. И на такие выставки Венеция как никогда богата сегодня.
Яннис Кунеллис в Fondazione Prada Ретроспектива Янниса Кунеллиса (1936–2017), ключевой фигуры движения arte povera в Италии — тонкие поэтические образы, созданные маэстро XX веке. Тексты к работам обязательны к прочтению. Кунеллис, как и многие итальянцы, умел выразиться красиво, противопоставить, уловить и описать то, что не видели другие. Семь раз, начиная с 1972 года, Яннис Кунеллис выставлялся на Венецианской биеннале, принимал участие в Documenta, Стамбульской и Сиднейской биеннале. Его произведения хранятся в коллекциях Музея Гуггенхайма, Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, галереи Тейт, Центра Помпиду и других крупнейших музеев по всему миру. В 1991 году состоялась персональная выставка Кунеллиса в Москве, и с тех пор он не раз приезжал в Россию.
Георг Базелиц в галерее Galleriе dell'Accademia На выставке представлены знаменитые картины, уникальные рисунки, гравюры и даже скульптура, которую редко можно встретить в собрании музейных коллекций. Но главное, можно посмотреть его знаменитые портреты вместе — это большая удача. Это первая выставка живого художника в стенах Galleriе dell'Accademia в Венеции. Выставка организованна при поддержке одной из самых влиятельных галерей мира Gagosian gallery. Изобретатель неоэкспрессивного «перевернутого искусства», немец Георг Базелиц — один из самых дорогих и выставляемых современных художников. Персональной выставки удостоил его даже нью-йоркский MoMA.
Гюнтер Фёрг в Palazzo Contarini Polignac Еще один немецкий художник выставляется в частном Palazzo Contarini Polignac, в которое в обычное время попасть нельзя. И надо пользоваться случаем, когда двери его открыты. С начала 70-х годов Гюнтер Фёрг (1952-2013), графический дизайнер, скульптор и фотограф, экспериментировал в абстракции, вопреки общей тенденции фигуративной живописи, преобладающей в Германии в 80-х. Универсальные понятия формы, массы, пропорции, ритма и структуры отражены во всех его работах. В 2000-х Фёрг удивил более яркими и более жестикулирующими картинами, появившимися в результате интуитивного подхода к цвету и композиции, которые и представлены в стенах дворца Контарини.
Альберто Бурри в la Fondazione Giorgio Cini Fondazione Giorgio Cini открыли большую ретроспективу Альберто Бурри (1915-1995), бунтаря, ключевой фигуры итальянского искусства XX века. Насыщенные цвета, текстуры, эксперименты с использованием дерева, смолы, пластика, оксида цинка, пемзы, ПВХ-клея и текстиля — завораживают. История его жизни и творчества выстраивается в хронологическом порядке, а зритель проходит среди самых известных работ художника из серий «Формы», «Мешки» и «Горения», «Пластмассы», «Трещины» и др. Мировая слава пришла к Бурри в 1960 году, когда его персональная выставка на Венецианской биеннале принесла ему премию. После смерти музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке удостоил его большой ретроспективной выставки «Альберто Бурри: травма живописи».
Шон Скалли в церкви San Giorgio Maggiore После выставки Альберто Бурри обязательно надо зайти в церковь Сан Маджоре. И отдохнуть с цветом. Шон Скалли, выставка которого сравнительно недавно была в МАММ, выстроил огромную башню «Пышное вознесение» из разноцветных прямоугольных блоков в центре собора, где вступил в диалог с великой картиной Тинторетто «Тайная вечеря».
Аршил Горки в музее Ca' Pesaro В Ca' Pesaro обычно мало кто доходит, но этот дворец, расположенный на Гранд Канале, однозначно достоин внимания. Он до сих пор хранит фрески и масляные росписи потолков Бамбини, Питтони, Крозато, Тревизани и знаменитого Тьеполо. Выставка одного из основоположников абстрактного экспрессионизма в США Аршила Горки (1904-1948) — прекрасный повод увидеть всё вместе. Это уникальное путешествие в историю американского искусства через картины и произведения на бумаге Горки, взятые из крупных международных культурных учреждений и частных коллекций, которые редко можно увидеть вместе.
Pinchuk Art Prize в Palazzo Ca' Tron Как нынешний день будет восприниматься через 100 или 1000 лет? И кого же в конце концов возьмут в будущее? Future Generation Art Prize была учреждена Фондом Виктора Пинчука в 2009 году и присуждается раз в два года. В Palazzo Ca' Tron (до 19 августа) представлены работы финалистов, в т.ч. произведения обладательницы главной премии Future Generation Art Prize 2019 (100 тыс долл.) Эмилии Шкарнулите (Литва), а также лауреатов специальных премий — Габриэля Голаята (ЮАР) и Cooking Sections (Великобритания). Выставка входит в официальную параллельную программу Биеннале.