Фестиваль документального кино Beat Film Festival и Мультимедиа Арт Музей открыли в Москве выставку «VR: Новые законы искусства. Presented by Beat x Tinkoff» — четыре работы, созданные знаменитыми современными художниками: Мариной Абрамович, Анишем Капуром, Натали Юрберг и Луизой Клеман.
Новые цифровые технологии освобождают музейные стены от привычного понимания «выставки», меняя принцип просмотра. Основным инструментом зрителя становятся VR-очки, а объектом — трехмерное кино.
Марина Абрамович. Погружение
Призывает зрителя пересмотреть свое отношение к окружающей среде и обратить внимание на климатические изменения и их последствия. Мы сталкиваемся с заключенной в стеклянном кубе художницей, и в наших силах сделать выбор, который спасет ее, — а вместе с ней и переживающую таяние ледников планету. Абрамович настаивает на том, что все ее творчество — это обмен энергией с аудиторией, и ей интересно ответить на вопрос, как такой обмен можно осуществить в виртуальной реальности. Аналогичный проект сегодня показан в венецианской галерее Ca’ Rezzonico.
Аниш Капур. Внутрь себя, падайте
Первая VR-работа знаменитого британско-индийского художника представляет собой иммерсивный опыт путешествия по телу и сознанию человека. Капур предлагает испытать сюрреалистическое переживание неизвестности и потери самого себя в таинственном мире собственного «Я». Вместе с автором зритель оказывается в удивительном лабиринте из мускулов и капилляров, среди алых поверхностей странной текстуры и загадочных серебристых облаков, напоминающих скульптуры Капура.
Натали Юрберг, Ханс Берг. Все закончится звездами
Работающая в соавторстве с композитором шведская художница Натали Юрберг известна своими сновидческими видео-инсталляциями, выполненными в технике покадровой анимации. Работа продолжает ее исследование архетипических пейзажей, вдохновленных воспоминаниями о детских сказках. Характерные фигуры Натали Юрберг соединены с угольными рисунками и тревожным саундтреком Ханса Берга. Все начнется в сказочно-страшном лесу, где нужно отыскать дом волка — а то, что произойдет дальше, зависит от ваших действий: каждый поворот головы направляет сюжет на определенный путь.
Луиза Клеман. Апория
Апория — это тупик, состояние недоумения, отсутствие выхода. Клеман изучает потенциал искусственного интеллекта, роботов и компьютерного программирования, сопоставляя их с ограниченными возможностями человека. В «Апории» три манекена без лиц разговаривают между собой и общаются со зрителем, они учатся, лгут, создают собственные истории, превращая коммуникацию в уникальный опыт.
«Дополненная реальность, смешанная реальность, все виды голограмм — все эти передовые технологии позволяют художникам воплощать свое творческое видение с помощью новых цифровых носителей, которые ставят под вопрос наше фундаментальное представление о понятиях времени и пространства, о границах возможного», — рассказывает Даниэль Бирнбаум, ректор Высшей художественной школы Штедель, арт-директор онлайн-галереи Acute Art, приглашенный лектор выставки в МАММ.
Масштабная демонстрация сложных интерактивных работ на 30 устройствах стала возможна благодаря технической поддержке HTC VIVE, создателя шлемов VR, и компании MSI, мирового лидера в производстве компьютерного оборудования для профессионалов и геймеров. Бесперебойную работу VR-выставки на протяжении 18 дней обеспечит Great Gonzo Studio — ведущая российская студия, специализирующаяся на проектах с использованием виртуальной и дополненной реальности.
• VR: Новые законы искусства. Presented by Beat x Tinkoff, МАММ, Москва, до 16 июня.