Проблемы экологии волнуют художников и кураторов как никогда. Выставка Nous les Arbres (Мы — деревья) в Фонде современного искусства Cartier в Париже повествует о новом взгляде на леса и деревья.
По теме: Молодое искусство Европы на выставке в Фонде Картье
Фонд Cartier хочет, чтобы мы знали о жизни деревьев. О том, что деревья обладают способностью к общению, что у них выработалась память и что они могут реагировать на загрязнение — есть много доводов, которые говорят о существовании растительного интеллекта.
Отчасти выставка стала рефлексией на новые данные, полученные в ходе многочисленных научных исследований, и одновременно гимном красоте и величию растений, многие виды которых сейчас находятся под угрозой исчезновения.
Одно из самых сильных произведений выставки, созданной современными художниками, архитекторами, биологами, нейробиологами и философами — фильм EXIT архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro: он посвящен жизни и уничтожению величайших лесов планеты.
В условиях экстремальных климатических изменений, по последним научным данным, были обнаружены невероятные свойства деревьев, которые условно можно назвать «растительным интеллектом». Исследователи из Латинской Америки, Европы, США, Ирана обращаются к вопросам экологии, взаимоотношения человека и природы. Также в фокусе изучения — «растительная память», особенности устройства корневой системы, способность деревьев мутировать и приспосабливаться.
Сенсорные способности, коммуникативные навыки, развитие памяти, симбиоз с другими видами и климатическое воздействие — все это входит в захватывающую гипотезу «растительного интеллекта».
В основе идеи выставки, отношения между человеком и деревом. Фабрис Хайбер, он посадил около 300 000 семян деревьев в своей долине Венде, предлагает в своих картинах поэтическое и личное наблюдение за растительным миром. Бразильский художник Луис Зербини, со своей стороны, создает пышные пейзажи, организуя воображаемую встречу деревьев, заимствованных из тропических ботанических атласов.
Призрачные силуэты Джоанны Калле с поэзией и деликатностью обнажают хрупкость гигантов, которым угрожает необратимая вырубка. Их сменяет сказочный мир парагвайского режиссера Паса Энсины, который предлагает образ дерева как образ убежища, памяти и детства.
Для этой выставки кураторы призвали антрополога Брюса Альберта, который объединил художников, философов и ботаников вокруг поговорки философа Эмануэле Коччиа, «нет ничего чисто человеческого, во всем человеческом есть растение, в основе всего опыта — дерево».
Рисунки и картины сгруппированы в три раздела: знание деревьев (от ботаники до новой биологии), эстетика (от натуралистического созерцания до сказочной трансформации), и опустошение.
В саду Фонда Cartier стоит большое бронзовое дерево, подписанное Джузеппе Пеноне, рядом со скульптурой, которую Аньес Варда специально представила для этого проекта перед своей смертью.
Выставка — прекрасная возможность посетить сад Фонда, созданный в 1994 году художником Лотаром Баумгартеном, площадью 4500 кв. метров. Он назван Theatrum Botanicum в честь книг, в которые монахи заносили лекарственные и ароматические растения в средние века. Вокруг величественного ливанского кедра, посаженного Шатобрианом в 1823 году, было высаженного еще 200 видов растений, диких и местных.
Фонд современного искусства Cartier (Fondation Cartier Pour l’Art Contemporain) был основан в 1984 г. по инициативе Алена Доминика Перрена (Alain Dominique Perrin), президента Cartier International, и скульптора Сезара, автора статуэтки César, главного приза французских кинематографистов. Нынешнее шестиэтажное здание Фонда Картье, где проходят многочисленные выставки и конференции, спроектировал Жан Нувель: в нем Фонд располагается с 1994 года.
• Выставка Nous les Arbres, Fondation Cartier Pour l’Art Contemporain, Париж, до 19 ноября.