Музей Орсе, под руководством нового директора, энергичной Лоранс де Кар, стремится отразить всеобщий тренд «гендерное искусство». Женщины-художницы, их роль в истории, кажется многим незаслуженно забытой, а работы — недооценненными. Ведущий французский музей решил восполнить упущенное.
Музей Орсе дарит возможность рассмотреть во всей красе тонкую палитру Берты Моризо (Berthe Morisot (1841 – 1895) — одной из знаковых фигур импрессионизма. Это первая большая ретроспектива художницы после 1941 года. Она включает около 60 картин, приехавших со всего мира. Из хитов выставки — «Молодая женщина у окна» («Портрет мадам Понтийон»), «Колыбель», «В Англии» («Эжен Мане на острове Уайт»), «Женщина за туалетом».
Берта Моризо была единственной женщиной, участвовавшшей во всех выставках импрессионистов. Ее живопись ценили друзья и коллеги: Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и Клод Моне. Уроки живописи Берте давал сам Камиль Коро. Под влиянием Мане она стала писать на негрунтованном холсте в экспрессивной этюдной манере и стала ключевой фигурой парижского авангардного движения в конце 1860-х годов, оставаясь в профессии вплоть до своей безвременной кончины в 1895 году.
Моризо происходила из выдающейся семьи, дочь государственного чиновника она была внучкой Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806), знаменитого живописца эпохи рококо. В 1874 году Моризо вышла замуж за брата Эдуара Мане Эжена и в 1878-м родила своего единственного ребенка, Джулию, которая часто позировала матери и другим художникам-импрессионистам, включая своего дядю Эдуара.
Берта Моризо также часто позировала Эдуару Мане и есть ее несколько портретов кисти Мане, таких как «Отдых» («Портрет Берты Моризо») и «Берта Моризо с букетом». Она умерла в 54 года, от воспаления легких, заболев, когда лечила схожий недуг своей дочери Джулии, которой было 16.
За нежную цветовую гамму ее называли «виртуозом колорита». На картинах Моризо — вполне светские и милые женскому сердцу сюжеты: дети, мамы и няни на прогулках, дамы в изящных нарядах за туалетом, повседневная жизнь и домашние радости...
Берта была убеждена, что живопись должна стремиться «запечатлеть то, что проходит». Как художник она неустанно боролась с эфемерностью и быстротечностью. В ее работах нет черного контура, а последние характеризуются особой выразительностью и меланхоличной музыкальностью. Она словно шепчет: «Стань тем, кто ты есть!»
• Berthe Morisot, Музей Орсе, Париж, до 22 сентября