В 2019 году Франция празднует 400 лет со дня рождения двух важных действующих лиц своей истории: Жана-Батиста Кольбера (1619-1683) и Шарля Ле Брана (1619-1690). Выставка «Создавая для Людовика XIV: королевские мануфактуры под началом Кольбера и Ле Брана» организована в Париже, в Galerie des Gobelins.
Крупнейший европейский реформатор и ангел-хранитель сразу всех министерств Людовика XIV Жан-Батист Кольбер покровительствовал наукам и ремеслам. Его усилиями были основаны Академия надписей и литературы (1663), Королевская академия наук (1666), Королевская академия музыки (1669) и Королевская академия архитектуры (1671). Он увеличил королевскую библиотеку, ботанический сад, устроил обсерваторию, снаряжал экспедиции и умело компенсировал расходы расточительного короля. «Знаете ли вы его пристрастие к эффектам, оплаченным любою ценой?», — восклицал Кольбер.
Французская индустрия предметов роскоши многим обязана Кольберу. Эмблемой сплоченности французских компаний сегодня служит Комитет им. Кольбера, объединяющий 75 производителей. Благодаря искусству мастеров, придающих изделиям эксклюзивность и исключительность, французские предметы роскоши отличаются непревзойденным качеством.
Шарля Ле Брана называют первым французским декоратором. Профессиональный художник, директор Королевской мануфактуры гобеленов, он прославился оформлением Версальского дворца, в котором проработал в течение тридцати лет. Под его командованием находилось несколько сотен художников и ремесленников. В 1663 году Ле Бран был назначен Кольбером директором Королевской академии живописи и скульптуры и назван «Первым художником короля». А через тра года Кольбер и Ле Бран вместе основали Французскую академию в Риме.
Кольбер и Ле Бран понимали, что исключительное качество украшения королевских домов служит лучшей рекламой французского savoir-faire, помогая французской монархии становиться законодательницей мод. Стиль Версаля стали копировать европейские монархи и аристократия, включая Петра I, который вернувшись из Франции в Петергоф, лично нарисовал версальское трехлучие, повелевая проектировать по французским лекалам, а после посещения Королевской мануфактуры Гобеленов создал Петербургскую шпалерную мануфактуру.
На выставке «Создавая для Людовика XIV: королевские мануфактуры под началом Кольбера и Ле Брана» представлены портреты короля, вельмож, художников и ремесленников, гравюры и архивные документы. Персидские ковры, столы из твердых флорентийских камней, драпировки, серебряная посуда, богато украшенная утварь... Работы, представленные на выставке, напоминают о различных профессиях, всех тех, кто создавал Версаль и Лувр — ювелирах, скульпторах, граверах, ткачах, краснодеревщиках...
Около сотни вещей поступили из музеев Лувра, Версаля и Компьенского дворца, Национальной библиотеки Франции, Национального архива, Музея изобразительных искусств Страсбурга и др.
Автор сценографии — дизайнер Матиас Кисс. На выставке он инвестирует свой талант в цвет и золото. Овладев декоративным кодексом XVII века, Матиас Кисс истолковывает его заново, демонстрируя все великолепие поверхности. Анимация и дополненная реальность посвящены воссозданию атмосферы эпохи.
• Créer pour Louis XIV, Galerie des Gobelins, Париж, с 18 сентября по 4 декабря 2019.