Arles 2016 (Rencontres d'Arles) — крупнейший летний фестиваль, объединяющий любителей фотографии и современного искусства. По мнению организаторов, на просмотр всех выставок фестиваля нужно от двух до пяти дней насыщенного культурного туризма с нон-стоп просмотрами.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ. Центральная экспозиция этого года посвящена британскому фотографу Дону МакКалину (Don McCullin) — военному репортеру, запечатлевшему основные конфликты XX века. За свои драматические снимки МакКалин трижды удостаивался премии World Press Photo. Француз Ян Морван (Yan Morwan) также обращается к теме военной истории. Его проект «Поля битвы» показывает «войну через ее отсутствие» — художник снимает бывшие места сражений и разрушенные населенные пункты в США, Центральной и Восточной Европе. Еще один проект, обращенный к исторической и военной памяти, принадлежит также французскому фотографу Александру Геркингеру (Alexandre Guirkinger). Ligne Maginot – серия, рассказывающая о заброшенных бункерах.
УЛИЦА Помимо темы войны: фотографий из горячих точек и фотографий-политических расследований, представляющий традиционный интерес для европейцев, фотографы подглядывают за своими героями в неожиданных ситуациях, эстетизируют антураж и занимаются подробной презентацией контекста. Совместный проект американцев Этана Левитаса и Гарри Виногранда (Ethan Levitas&Garry Winogrand), считающихся одними из ведущих художников в области уличной фотографии, называется Radical Relations и демонстрирует серию портретов-историй пешеходов. Ирландский фотохудожник Эмон Дойл (Eamonn Doyle) также занят уличной фотографией. В Арле он представляет заключительную часть своей трилогии «Конец», в основном снятую в Лондоне. Дойла, по его собственным словам, привлекает «хореография» людей в каменных красотах города.
АФРИКА. Но главное «блюдо» фестиваля — столь модная сегодня Африка. Документальной фотографии в работах 15 современных африканских фотографов посвящена отдельная выставка, выделяемая организаторами.
МОНСТРЫ. Волнуют фотографов и монстры: в диапазоне от американского кинематографа до японского фольклора. Испуг и страх, тонкие эманации ужаса и странные образы несдешних мест.
ВЕСТЕРН. В программе фестиваля акцентируется тема вестерна: индейцы и ковбои, бескрайние американские дали и пустынные пастбища. Ностальгическое роуд-муви француза Бернара Плоссю (Bernard Plossu) Western Colours — сага о бескрайних просторах США, отлично передающая дух старого доброго кино.
ЭПАТАЖ. Фестиваль широко представляет частных коллекционеров и их уникальные собрания. Одна из самых веселых и одновременно скандальных выставок фестиваля – Hara Kiri Photo – рассказывает о 25-летней истории (1960–1985 гг.) одноименного французского сатирического и провокационного журнала, идейным вдохновителем которого является Франсуа Каванна (François Cavanna), писатель, журналист и сатирик. Впоследствии журнал«переродился» в еженедельник Charlie Hebdo.
Тему общественных провокаций в эстетике поп-арта продолжают известные «хулиганы» Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) и фотограф Пьерпаоло Феррари (Pierpaolo Ferrari) со знакомыми снимками для их экспериментального журнал Toiletpaper («Туалетная бумага»).
ЗУБНЫЕ ПЛОМБЫ. В фокусе — медицинские проблемы и неожиданный взгляд на тело после хирургических манипуляций. Untitled («Без названия») — проект, представленный Элад Лассри (Elad Lassry) — многих приводит в замешательство. История стоматологических процедур и операций предстает крупным планом в ярких снимках зубов и десен.
Фестиваль «Арльские встречи» продлится до 25 сентября 2016 года.