Мультимедиа Арт Музей представляет первую в Москве музейную ретроспективу знаменитого итальянского мастера Лучо Фонтана (1899–1968). Скульптора и художника, который протыкал, рвал и резал свои холсты.
По теме: Светильник-посвящение Лучо Фонтана
На уникальную ретроспективу в российском музее собрано около шестидесяти произведений: от первых скульптурных экспериментов Лучо Фонтаны 1930–40-х (Il fiocinatore, 1933–1934; Scultura spaziale, 1947) до зрелых спациалистских («пространственных») работ — знаковых серий «Разрезы» (Tagli) и «Смерть Провидения» (Fine di Dio), созданных в 1950-е.
Новатор Лучо Фонтана рассматривал живописное полотно как основу для эксперимента, в котором обнаруживается новое пространство, находящееся за пределами двумерной плоскости изображения. Эти опыты привели к возникновению принципиально нового подхода к живописи, названного spatialism (spazialismo) — «спациализм». Именно к этому жанру изобразительного искусства, который он сам придумал, относится большинство его работ.
Основы спациализма Лучо Фонтана изложил в «Белом манифесте», где провозгласил единство скульптуры, живописи, радио, телевидения, науки и техники. Он считал, что в будущем не должно быть разделения между живописью и скульптурой, а изобразительное искусство должно преодолеть двумерность.
Произведения из серии «Отверстия» (Buchi) находятся в диалоге с работами из серий Inferno и Paradiso 1956 года, в которых поверхность картины дополнена осколками стекла и толстыми слоями краски. Среди работ серии Tagli находится монументальный шедевр Concetto spaziale, Attese, 1964 с двенадцатью надрезами на холсте. Искусство Лучо Фонтаны — это постоянный диалог о преодолении границ материального и о попытках живописными средствами передать третье измерение.
«Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего...», — писал Лучо Фонтана.
Кураторам Елене Джеуне и Ольге Свибловой помогали собрать проект Фонд Лучо Фонтаны, Fondazione Prada, Музей Новеченто в Милане, Национальная галерея современного искусства в Риме и другие известные итальянские институции.
• Ретроспектива Лучо Фонтаны, МАММ, Москва, 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020