Около полусотни произведений Поля Гогена (1848-1903) дарят британской публике новый взгляд на творчество выдающегося французского художника. Национальная галерея в Лондоне показывает Гогена-портретиста.
Удивительно, но это первая крупная выставка, посвященная портретной живописи Поля Гогена. Работы маслом, на бумаге и скульптуры — от самых ранних и до поздних, полинезийского периода — собраны из разных музеев и частных коллекций.
Кристофер Риопелле, куратор Национальной галереи, считает, что Гоген радикально расширил рамки портрета, частично благодаря смешиванию аспектов традиционной западной живописи с очевидными влияниями местной полинезийской культуры. Но с ним сегодня согласны не все.
Слепота художника по отношению к некоторым собственным ошибкам, нарциссизм, внутренняя завышенная самооценка и его расистские жесты стали широко осуждаться на фоне нынешней выставки в Лондоне. Гогена в 2019 году обвиняют в том, что он просто грабил традиции других культур ради «экзотических» образов. Ради того, чтобы сделать свои картины более понятными и привлекательными для богатых парижан.
Фон на самых известных портретах — тропические острова Тихого океана. Персонажи женственны, чувственны, предлагают спелые фрукты и носят цветочные гирлянды. Цвета яркие: тропический желтый, ярко-розовый, манговый и кобальтово-синий.
Портреты Гогена с Таити, а затем с Маркизских островов, долго вызывали споры: хотя в его цвете и композициях есть что-то пьянящее и безмятежное, произведения, по мнению сегодняшних критиков, также воплощают грубую колониальную позицию. Гоген играл быстро и свободно мистическими образами: на его картинах иероглифы часто бессмысленны, а божества скопированы с фотографий статуй индонезийских богов.
Искусствовед Алистер Сук использовал выставку как возможность назвать Гогена «Харви Вайнштейном XIX века» (история обвинений в сексуальных домогательствах в адрес американского кинопродюсера породила так называемый эффект Вайнштейна, когда аналогичным обвинениям подверглись многие знаменитости).
Впервые Гоген отправился на Таити в 1891 году, бросив свою семью и вступив в сексуальные отношения с девушками, которым, как он утверждал, было всего 13. Эта первая поездка Гогена в тогдашнюю Французскую Полинезию частично финансировалась правительством. Идея была в том, чтобы художник запечатлел местные обычаи и достопримечательности на своих картинах и доложил об этом родине.
Жанр автопортрета, которым художник занимался всю жизнь, Поль Гоген довел до крайности. В «Автопортрете с Желтым Христом» (1890/1891) он создает своего рода тройной автопортрет, рисуя себя перед собственной работой 1886 года «Желтый Христос» (в которой распятый Христос имеет черты Гогена) и антропоморфный горшок по собственному образу.
В конце жизни в письме бельгийскому поэту-символисту Андре Фонтейну Поль Гоген описал процесс создания картины. «Мои глаза закрываются и я, непонимающий, вижу сон в бесконечном пространстве, которое неуловимо простирается передо мной». Первая часть фразы: «Mes yeux se ferment pour voir» часто переводят как: «Я закрыл глаза, чтобы видеть».
• Поль Гоген. Портреты. Национальная галерея, до 26 января 2020