Мы живем в эпоху, когда можно посетить Лувр в Париже, или Музей современного искусства в Нью-Йорке не вставая с дивана — глядя в смартфон или компьютер. Так стоит ли ходить в музеи, чтобы увидеть коллекции? И как, отстояв очередь и купив дорогой билет в знаменитую сокровищницу, получить максимально позитивный опыт?
Музеи могут быть пугающими. Крупные, такие как Британский музей в Лондоне или парижский Лувр, — это старинные комплексы зданий с миллионами предметов в постоянных коллекциях и сотнями тысяч экспонатов, доступных в любое время. Большинство людей видят очень небольшую часть того, что может предложить музей. Невозможно осмотреть всё, даже за десятки посещений, не говоря уже об одном.
1. Нужен план. Чтобы по-настоящему насладиться музеем в короткий срок, нужен план. Нужно знать и ориентироваться в интерьерах. Одна из рекомендаций, сначала пройти глядя только в пол, чтобы точно освоить навигацию. И только потом вернуться, выпить для бодрости чашечку кофе, и уже идти по маршруту, спокойно рассматривая без потери времени намеченные на плане шедевры.
2. Музей — это меню, а не список дел. Не увлекайтесь первым попавшимся. Люди, как правило, теряют слишком много сил и минут в залах, которые расположены недалеко от входа. Когда они доходят до сокровищ в глубине, они уже устали и начинают страдать. Не изводите себя целью увидеть всё и сразу — так вы не увидите ни одного произведения. Невозможно воспринять картину или оценить скульптуру, которой много веков, «налету». Музейные шедевры заслуживают того, чтобы их обдумать и обсудить. Осмотр экспозиции часто сравнивают с изучением меню. В ресторане вам не придет в голову заказывать слишком много, зато о выбранном захочется узнать подробнее. Следуйте тем же принципам в музее — выбирайте главное блюдо. И наслаждайтесь.
3. Музей — это не спринт, это— марафон. Поэтому нужна хорошая обувь, легкая одежда, отсутствие тяжелых сумок, бодрое самочувствие и нужен драйв гулять по замкнутым пространствам в течение нескольких часов. В таком особом «спорте» рядом полезны единомышленники, а не маленькие дети или случайные знакомые. Они могут сойти с дистанции или испортить вам результат.
4. Делайте перерывы. Небольшие паузы, посиделки в музейном кафе не ухудшат настроение. Скорее наоборот. Переключать внимание полезно, поскольку любое монотонное занятие утомляет мозг и притупляет остроту внимания. Существует так называемый синдром Стендаля, когда человек испытывает головокружение и другие неприятные симптомы от «передозировки» искусством. Один из способов снять напряжение — массаж ушей и затылочной части головы.
5. Как избежать толпы? Выходные — для виртуальных туров. Будни — для ценителей off-line. Самое плохое время для посещения музея — воскресный вечер. Особенно, если на улице плохая погода. Музеи по всему миру проводят «ноктюрны» — по крайней мере один вечер в неделю, они остаются открытыми допоздна. Часто это происходит в четверг или пятницу. Если музей обычно открыт до 18:00, то в такие дни он может быть доступен до 21:00. Это отличное время, чтобы, например, увидеть «Поцелуй» Густава Климта, вокруг которого в венском музее Бельведера обычно стоит толпа. И сделать это в гордом спокойном одиночестве.
Музейщики стремятся контролировать посещаемость и избегать столпотворений. Большие музеи переходят на бронирование билетов — продажу их онлайн на фиксированные сеансы (и на выставки, и в постоянные экспозиции).
6. Найти гида В музеях часто есть дополнительные ресурсы для людей, которые хотят получить более глубокие знания. Бесплатный Wi-Fi и интернет всегда придет на помощь, когда вы забыли дату или контекст. Еще один прекрасный ресурс, если нет языкового барьера, — аудиогид. Общительным экстравертам можно посоветовать поболтать со смотрителями и музейными сотрудниками об их любимых шедеврах, они — неисчерпаемый кладезь информации. И, конечно, тематическая лекция или профессиональная экскурсия со знатоком сделает посещение любой выставки незабываемым опытом.
7. Домашняя подготовка Должно ли искусство быть красивым? «Так и мой сын сможет», — обычная реплика человека, впервые сталкивающегося с абстракционизмом или минимализмом. Бессмысленно идти в музей современного искусства, будучи непримиримым любителем реалистичных полотен Репина, Шишкина и Коржева из советского учебника «Родная речь». Экспрессия Лучо Фонтана никак не тронет в душу, а перформанс Марины Абрамович вызовет неприятный шок. Быстрая помощь в ликвидации безграмотности — кино, документальный или художественный фильм о художнике и, конечно, интернет, где всегда можно найти анонсы выставок и грамотные статьи искусствоведов.