Ярмарка TEFAF в Нью-Йорке (1–5 ноября 2019) — выставка-саттелит европейского салона c красноречивым названием The European Fine Art Fair. В ней участвуют 90 дилеров. Главный критерий отбора — безупречное происхождение продаваемых вещей.
По теме: Сокровища TEFAF: что покупают богатые коллекционеры
В отличие от своего весеннего аналога, ориентированного на современное искусство, осеннее американское издание TEFAF широко представляет декоративно-прикладное искусство «от античности до 1920 года» — мебель, украшения, керамику, стекло, серебро, текстиль, гобелены, книги, рукописи, оружие и доспехи... Среди известных посетителей — коллекционеры миллиардер Рональд Лаудер, писатель Андерсон Купер, фэшн-дизайнер Марк Джейкобс, финансист Джеймс Горман, архитектор Питер Марино и бизнесмен Анри Баргуирджян.
Galeria Mayoral представила две работы Хуана Миро, «Фигура и птица» (1977) и «Проект рисования гобелена» (1973-1974). Mullany продемонстрировал растягивающиеся гобелены XVI-го столетия, изображающие легендарные сельские местности и сцены охоты. Elle Shushan, специалист по портретным миниатюрам, приготовила для TEFAF изображения британцев XIX-го века, сделанные художниками в Индии.
Ни для кого не секрет, что женская чувственность fin-de-siècle радует публику. Джек Килгор, Jack Kilgore Gallery продемонстрировал «Смерть и деву» (ок. 1900) Камилло Верно: рыжеволосая дама в белом и золотом смотрит на зрителя со смесью презрения и отчужденности, а за ней ползет скелет. Базирующаяся в Женеве Artvera представила целую выставку танцовщиц под названием «Подвижный пир», в которой представлены работы таких художников, как Эдгар Дега, Андре Дерен и Уго Шрайбер.
Морис Констан Фавр. Портрет Генриха Шлиманна. Мрамор. 1918. alleria Carlo Virgilio & Co.
Проект Artfully Dressed: Women in the Art World Карлы ван де Путтелаар на стенах выставки TEFAF.
Давний спонсорский партнер Bank of America украсил стены серией портретов «Искусно одетые: женщины в мире искусства». Амстердамский фотограф Карла ван де Путтелаар сняла шестьдесят мощных и разнообразных фотографий, которые развесили по коридорам первого и второго этажей Оружейной палаты.
Ван де Путтелаар говорит, что черпает вдохновение у великих художников-портретистов, таких как Ван Дейк, Франс Халс и Питер Лели. За несколько лет она сделала снимки 400 специалистов со всех континентов.
Рене Магритт. La Corde Sensible. 1960. Landau Fine Art.
В тренде — партнерства и совместные стенды, которые эффектно сталкивают старое и новое. Даже самые известные галереи постоянно нуждаются в обновлении и расширении круга своих клиентов, поэтому микс важен и взаимовыгоден. Обычно считается, что более многочисленных коллекционеров современного искусства с глубокими карманами, можно заманить такой неожиданной сценографией в разряженную атмосферу старых мастеров и древностей.
Андриес Лоуренс де Вриес. Unique Harness Bells. Ок. 1790. A.Aardewerk Dutch Silver & Antique Jewels.
«В этом году мы объединяем очень разные категории коллекционирования, предлагая неожиданное взаимодействие объектов. — говорит Патрик ван Марис, генеральный директор TEFAF. Это дает уникальную возможность увидеть художественно-исторический канон в новом свете».
В рамках этой совместной инициативы галерея Colnaghi делит комнату с Ben Brown Fine Arts, демонстрируя редкую коллекцию украшений бронзового века, кикладских сосудов и классических скульптур рядом с работами Фонтаны, Тапиеса и Барсело.
Другой пример «арт-спаривания» явила лондонская галерея Charles Ede, которая соединила древности с абстрактными картинами и скульптурами от Sean Kelly Gallery (Нью-Йорк). Большая голова человека (II-I вв. до н.э.) показана вместе с «Портретом с золотой маской» Марины Абрамович (2009). Мартин Клист, управляющий директор Charles Ede, говорит, что современные компоненты «придают изюминку и дополнительную живость» и ведут к «удивительным разговорам».
Анн-Софи Дюваль и Almine Rech объединили усилия, чтобы представить близость французского ар-деко и офортов Пикассо. Анн-Софи Дюваль говорит: «Я всегда восхищалась тем, как галерея Almine Rech сопоставляет французский авангард с современным искусством. Видеть, как произведения такого гения, как Пикассо, резонируют с трезвым стилем Жана-Мишеля Франка, станет захватывающим опытом. Как и Пикассо, работа Жана Мишеля Франка радикальна и вне времени — он устранял ненужные детали, чтобы сосредоточиться на основных формах. Никакой суеты, но все еще поэтично. И вечно современно».
Андре Сорнэ. Кофейный столик. Ок. 1935. alerie Alain Marcelpoil.