Дейнека и Самохвалов: соцреализм на выставке в Санкт-Петербурге

Дейнека и Самохвалов: соцреализм на выставке в Санкт-Петербурге

24 ноября 2019 г.

Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938. Холст, масло. ГТГ.

В ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная двум важным художникам советской эпохи. Показ «Дейнека / Самохвалов» приурочен отчасти и к 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки, отчасти это исторический экскурс в эпоху советского империализма.  Куратор выставки Семен Михайловский собрал экспонаты со всей страны: от Кемерово до Архангельска.


По теме: Русский музей: три петербургские коллекции

В выставке заинтересованы многие институции — Минкульт РФ, Комитет по культуре Петербурга, Российский фонд культуры, ГТГ, Русский музей. Всего представлены 300 экспонатов из 37 музеев и 9 частных коллекций.

Александр Самохвалов. Девушка в футболке, 1930-е. Бумага, автолитография. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Двух Александров объединяет многое. Оба приехали в столицы из провинции: Александр Дейнека (1899–1969)— из Курска, Александр Самохвалов (1894 –1971) — из Бежецка. Они родились с разницей в пять лет, и умерли с разницей в один год. Один работал в Москве, другой — в Ленинграде. Дейнека учился у Владимира Фаворского, Самохвалов — у Кузьмы Петрова-Водкин. Оба постоянно работали для госзаказа: рисовали агитплакаты, расписывали фарфор, занимались скульптурой, книжной графикой. Дейнека известен как автор мозаик на станции метро «Маяковская» в Москве. И, конечно, как официальные советские художники, они трудились над одними и теми же темами, прославляя сталинское время и лучезарную эстетику «нового мира».

Александр Дейнека. Автопортрет в панаме, 1920-е.
Александр Дейнека. Автопортрет. 1948. 
Александр Самохвалов. Советская физкультура. 1935.  
Александр Дейнека. На женском собрании, 1937. Холст, масло. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

Красноармейцы, шахтеры, метростроевцы, многочисленные бегуны и метательницы спортивных снарядов смотрят на нас с полотен этих двух мастеров социалистического реализма. Дейнека и Самохвалов представляли страну на многих выставках за рубежом, принимали участие в Венецианской биеннале (Дейнека выставлялся в Венеции 8 раз!). Работы Дейнеки покупали итальянские музеи.

Александр Самохвалов. Работница, 1924. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
Александр Дейнека. Женский портрет, 1947–1950. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

По замыслу Михайловского, ЦВЗ «Манеж» разделен на три сектора: война и мир, труд и спорт, герои и дети. Посетители попадают в зал по проходу, имитирующему выход команд на стадионное поле. Они видят огромный экран, на котором транслируются смонтированные кадры советской кинохроники с бесконечными парадами, праздниками и марширующими колоннами молодежи. К «детям» можно подойти через рисунки обнаженной женской натуры, и далее проследовать через стройки коммунизма к «войне и миру» — разделу, который занимает целый этаж.

Александр Самохвалов. На стройке. 1945. Бумага, акварель. Кемеровский областной музей изобразительных искусств

В середине ноября картины «Оборона Петрограда», «Наемник интервентов», «Стахановцы» «Аппассионата (Строители коммунизма)», «На страже Родины» и др. могли увидеть только зарегистрированные участники VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, с 18 ноября 2019 — все желающие.

«Дейнека / Самохвалов», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, до 19 января 2020

Александр Дейнека. Динамо. Севастополь. 1934. Бумага, с водяными знаками, акварель, темпера, графитный карандаш. ГТГ.