В ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная двум важным художникам советской эпохи. Показ «Дейнека / Самохвалов» приурочен отчасти и к 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки, отчасти это исторический экскурс в эпоху советского империализма. Куратор выставки Семен Михайловский собрал экспонаты со всей страны: от Кемерово до Архангельска.
По теме: Русский музей: три петербургские коллекции
В выставке заинтересованы многие институции — Минкульт РФ, Комитет по культуре Петербурга, Российский фонд культуры, ГТГ, Русский музей. Всего представлены 300 экспонатов из 37 музеев и 9 частных коллекций.
Двух Александров объединяет многое. Оба приехали в столицы из провинции: Александр Дейнека (1899–1969)— из Курска, Александр Самохвалов (1894 –1971) — из Бежецка. Они родились с разницей в пять лет, и умерли с разницей в один год. Один работал в Москве, другой — в Ленинграде. Дейнека учился у Владимира Фаворского, Самохвалов — у Кузьмы Петрова-Водкин. Оба постоянно работали для госзаказа: рисовали агитплакаты, расписывали фарфор, занимались скульптурой, книжной графикой. Дейнека известен как автор мозаик на станции метро «Маяковская» в Москве. И, конечно, как официальные советские художники, они трудились над одними и теми же темами, прославляя сталинское время и лучезарную эстетику «нового мира».
Красноармейцы, шахтеры, метростроевцы, многочисленные бегуны и метательницы спортивных снарядов смотрят на нас с полотен этих двух мастеров социалистического реализма. Дейнека и Самохвалов представляли страну на многих выставках за рубежом, принимали участие в Венецианской биеннале (Дейнека выставлялся в Венеции 8 раз!). Работы Дейнеки покупали итальянские музеи.
По замыслу Михайловского, ЦВЗ «Манеж» разделен на три сектора: война и мир, труд и спорт, герои и дети. Посетители попадают в зал по проходу, имитирующему выход команд на стадионное поле. Они видят огромный экран, на котором транслируются смонтированные кадры советской кинохроники с бесконечными парадами, праздниками и марширующими колоннами молодежи. К «детям» можно подойти через рисунки обнаженной женской натуры, и далее проследовать через стройки коммунизма к «войне и миру» — разделу, который занимает целый этаж.
В середине ноября картины «Оборона Петрограда», «Наемник интервентов», «Стахановцы» «Аппассионата (Строители коммунизма)», «На страже Родины» и др. могли увидеть только зарегистрированные участники VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, с 18 ноября 2019 — все желающие.
• «Дейнека / Самохвалов», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, до 19 января 2020