Сальвадор Дали остается одним из самых популярных художников в мире. Его творчество можно будет заново для себя открыть в московском Манеже, в начале 2020 года. В столицу привезут из музейных и частных собраний более 180 произведений мастера: живопись, рисунки, гравюры и акварели. Такой представительной выставки Сальвадора Дали еще никогда не было в России.
По теме: Сальвадор Дали: 15 утверждений великого провокатора
Организаторами выступили Музей Фаберже, фонд «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас), Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). Куратором показа выступит директор Музеев Дали Монсе Агер.
«Если живописи суждено пережить нашу эпоху варварского механического прогресса, то эта ее живучесть будет иметь отправную точку в Сальвадоре Дали…», — считал мастер эпатажа и провокации, художник и писатель Сальвадор Дали.
В экспозиции будут представлены живописные произведения с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х до поздних абстракций 1980-х. Сюрреалистический период представлен знаменитыми работами «Невидимый человек» (1929–32), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Чувство скорости» (1931) и др.
Пройдя в юном возрасте через влияния многих школ и течений, художник примкнул к движению сюрреалистов, возглавляемому Андре Бретоном. В компактных работах 1930-х годов Дали достигает вершин живописного мастерства. Этот период иллюстрируют произведения «Фигура и драпировка на фоне пейзажа» (1935), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) и «Обычный языческий пейзаж» (1937), в который Дали вписывает голову Зигмунда Фрейда.
С 1940 по 1948 год Дали живет в Соединенных Штатах, создавая свой имидж универсального художника, наподобие мастеров эпохи Возрождения. Он пишет картины, создает декорации и костюмы, иллюстрирует книги и журналы. В 1944 году он ставит «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера с хореографией Леонида Мясина. Живописные работы на тему «Безумного Тристана» будут включены в экспозицию. Также впервые в России будет показан «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941) — важнейшее произведение этого периода.
Вторая половина 1940-х и 1950-е годы отмечены обращением Дали к «ядерному мистицизму» и крупноформатным работам, созданных под впечатлением от ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Одна из главных картин периода — «Дематериализация под носом Нерона» (1947). Художник восхищался наукой и новыми технологиями, и активно использовал в своих работах голографию и стереоскопию, считал их языком будущего. Живопись на выставке дополняют рисунки 1930–40-х годов и полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте — проект, над которым Дали работал в 1959–63 годах.
Согласно книге Дали, последний из 50 секретов, которые должен постичь живописец, состоит в том, что руку творца должен направлять ангел. Живопись Дали называл «магическим искусством» или «магическим мастерством», считая, что техническое совершенство столь же значимо для художника XX века, как и для мастеров Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса».
• «Сальвадор Дали. Магическое искусство. ЦВЗ «Манеж», Москва, с 28 января по 25 марта 2020.