Ruinart готовится вступить в четвертое столетие. В 2029 году старейший Дом шампанских вин отметит трехвековой юбилей. В честь грандиозной даты компания ежегодно планирует запускать новый художественный или архитектурный проект. 2019-й год ознаменовался сотрудничеством с дуэтом Mouawad & Laurier
По теме: London Design Festival 2019: 10 иммерсивных инсталляций
Как заявляют представители Ruinart, все проекты будут не только инновационными, креативными, яркими — их обязательной составляющей станет обращенность к глобальным проблемам: охране окружающей среды и устойчивому развитию. Сцена, на которой развернутся события, — резиденция Ruinart в Реймсе.
Участники дуэта Mouawad & Laurier, Майя Муавад и Сирил Лорье, представили иммерсивную инсталляцию на стыке искусства и технологий. Ее название Retour aux Sources переводится как «возвращение к истокам». Художники придали конструкции форму корневой системы виноградной лозы, развивающейся под землей, где когда-то был океан, наделенной чувствами и интеллектом. Организм прислушивается к влияниям извне и чутко реагирует на них, напоминая нам о том, что люди и природа неразрывно связаны. Важной частью действа стали свет и звуковое сопровождение, все вместе погрузило зрителя в увлекающую визуальную и акустическую среду.
Успеху инсталляции способствовал выбор места — погреба Ruinart. В этом качестве уже 250 лет используются галло-римские меловые карьеры, протянувшиеся на восемь километров под Реймсом. Лабиринт с известняковыми стенами, высота которых достигает 38 метров, — само по себе грандиозное явление, по атмосфере и силе воздействия напоминающее собор. В 1931 году объекту присвоен статус исторического памятника. Здесь и по сей день хранятся все вина Ruinart.
Художники Майя Муавад и Сирил Лорье специализируются на проблемах экологии, называя себя художниками-экологами (environmental artists). Их инструменты: свет, звук, искусственный интеллект.
Сирил Лорье изучал звук в IRCAM, а затем искусственный интеллект в аспирантуре Music Technology Group в Барселоне. Увлеченный технологиями, он занят разнообразными аспектами, от концепции электронных устройств до разработки программного обеспечения для искусственного интеллекта и генерирования новых типов звука. Майя Муавад сконцентрирована на актуальных экологических проблемах, ставит под сомнение роль машин в современном мире и задается вопросом: как они влияют на поведение человека и наши взоимоотношения с природой?
У Ruinart долгая и тесная связь с искусство. Еще в 1895 году Андре Рюинар заказал рекламный плакат чешскому художнику Альфонсу Мухе. Сегодня партнеры Дома — известные художники и дизайнеры, которым предоставляется карт-бланш. Коллаборацией с Ruinart отметились Вик Мюнис, Лю Болин, Жауме Пленса, Пит Хен Эйк, Эрве ван дер Стратен, Эрвин Олаф, Мартен Баас. Компания — постоянный участник главных мировых арт-ярмарок.
Дом Ruinart основал Николя Рюинар в 1729 году. Это первый Дом вина в Шампани, который начал производство игристых вин. В 1730 году Николя выпустил шампанское на европейский рынок, сначала его раздавали в качестве подарка для самых важных торговых партнеров. Успех напитка оказался столь оглушительным, что в 1735 году решено было начать масштабное производство и сфокусироваться исключительно на игристом вине.
При всех очевидных заслугах Николя, ни один рассказ о Ruinart не обходится без упоминания его дяди, монаха-бенедектинца Тьерри (1657-1709). Современник Людовика XIV, блестящий теолог и историк, в возрасте 23 лет он был призван в аббатство Сен-Жермен де Пре вблизи Парижа. Дом Тьерри бывал при дворе, где и узнал о новом «вине с жемчужными пузырьками» из его родной Шампани: оно становилось популярным среди молодой знати и тогда еще не называлось шампанским. Проницательный Тьерри Рюинар предвидел, что напиток ждет большое будущее, и много рассказывал о нем племяннику, вдохновляя Николя.
Каталонский художник Жауме Пленса создал скульптуру монаха Тьери Рюинара из цифр и букв семи разных алфавитов, в том числе русского: каждый алфавит символизирует определенную культуру. Скульптура установлена во дворе резиденции Ruinart в Реймсе.