Мультимедиа Арт Музей, Москва начинает «Фотобиеннале-2020» и представляет проект американского фотографа Тода Пападжорджа о легендарной ньюйоркской «Студии 54» и клубной культуре 1970 – 1980-х.
По теме: Цивилизация в объективе 100 фотографов
Нью-йоркский ночной клуб открылся в апреле 1977 года в здании бывшего театра, расположенном на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея. «Студия 54» мгновенно стала культовым местом, где участниками ночных развлечений были Энди Уорхол, Лайза Миннелли, Мик Джаггер, Майкл Джексон, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и многие другие. Клуб получил репутацию модного заведения, о котором говорил весь мир.
Тод Пападжордж решил запечатлеть атмосферу ночного Нью-Йорка, квинтэссенцией которой была «Студия 54». Впервые Пападжордж оказался в клубе 1 января 1978 года. «…Я не хотел использовать для этих съемок мои более легкие 35-милеметровые Leica, ведь я собирался запечатлеть живые плоть, пот и страсть, какими увидел их в работах венгерского фотографа. Я думал, что Fujica, негативы для которой были в четыре раза больше самой «Лейки», поможет мне достичь этой цели. Я надеялся, что так у меня получится передать все детали и богатство тона, характерные для крупноразмерных негативов, не теряя энергию, которой обладали фотографии, сделанные на портативную камеру», — вспоминает Тод Пападжордж.
В течение 1978 года были сняты 54 фотографий (это число случайно совпало с названием клуба). Начав снимать, Тод старался не слишком увлекаться — на одну катушку он мог сделать только восемь снимков, после чего нужно было останавливаться, чтобы сменить пленку. В поисках сюжетов для съемки фотограф передвигался по всему клубу, и прежде чем пускать в дело громоздкий тяжеловесный аппарат, мысленно наводил видоискатель на интересных персонажей или яркие сцены.
«…Перед вами фотографии, возникшие в те ночи. Очевидно, что они гораздо интереснее, чем все, что я могу рассказать о моих методах съемки или камерах… Фотоснимки должны говорить сами за себя, воздействуя на зрителя иначе, чем нарративность журналистики или сдержанная выразительность «старых» фотографий. Назовем это поэтической выразительностью, экспрессивностью, которую фотограф достигает благодаря своему чувству формы, …питаясь эфиром интуитивного, нескончаемого познания мира…» — признается автор.
• Тод Пападжордж «Студия 54», МАММ, с 21 февраля до 5 апреля.