Кино для эстетов: 5 фильмов Берлинского кинофестиваля

Кино для эстетов: 5 фильмов Берлинского кинофестиваля

24 февраля 2020 г.

Берлинский кинофестиваль, который проходит каждый февраль, претерпевает изменения, так как его давний глава Дитер Косслик ушел в отставку. Новая команда под руководством Карло Чатриана берет бразды правления с 2020 года, обещая новую энергию и приоритеты. Пять фильмов в этом обновленном 70-м издании Берлинале, как кажется, ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН, пропустить нельзя.

Dau

Антисоветский и антитоталитарный месседж. Тотальный эксперимент, амбициозный по своему масштабу и раскрученный проект Dau длился 15 лет. 700 часов отснятого материала. Илья Хржановский воссоздает времена, в котором жил Лев Ландау, физик-теоретик и сторонник открытого брака. Целый город советских граждан — реконструированный в Харькове с навязчивым вниманием к деталям научный институт стал своего рода машиной времени. Его посещали шаманы из Латинской Америки, дирижер Теодор Курентзис (исполнитель роли Ландау), нобелевский лауреат Роберт Гросс и художник Марина Абрамович. В 2019 году Dau был представлен в качестве захватывающей премьеры в Париже, а теперь ему посвящены сотни киносеансов в Берлине. На экране — мрачная эстетика сталинизма, столь отличная от соцреалистичной живописи.

Undine

В классических сказках ундина — девушка, живущая в воде, которая должна выйти замуж, чтобы стать смертной. Если муж неверен, он обречен на смерть. Миф адаптирован к современному Берлину. Ундина — молодой историк, работающая в городском музее. В самом начале фильма ее бросает парень, но расстроенная Ундина встречает Кристофа, чья сила страсти делает их связь неизбежной. Один из лучших немецких режиссеров, Кристиан Петцольд, делает этот фильм одним из самых ожидаемых в линейке Берлинале. На экране, переосмысление сказки о «Русалочке»: подводная сварка, странные растения, красивые рыбы, устройство городской среды, факты из истории берлинской архитектуры, любовь и смерть….

Berlin Alexanderplatz

В 1920-е годы Веймарский Берлин, до прихода к власти нацистов, Альфред Гоблин написал роман «Берлин Александерплац». Одно из величайших произведений модернизма рассказывает об убийце, только что вышедшем из тюрьмы, который все еще чувствует себя безнадежно погрязшим в своем «подземном мире». В 1980 году сюжет был адаптирован Райнером Вернером Фассбиндером. Сегодня афгано-немецкий режиссер Бурхан Курбани заново пересказывает его, как историю о мигранте из Западной Африки, который знакомится с Берлином и торговлей наркотиками вокруг парка Хазенхайде. Три часа — своего рода немецкий аналог трилогии Кшиштофа Кесловского «Три цвета». На этот раз трилогия окрашена в цвета немецкого флага: черный, красный и золотой.

Zero

Что предпринять, когда у вас серьезное психическое заболевание, а доктор, от которого вы зависели на протяжении десятилетий, собирается уйти на пенсию? Это трудное положение, с которым сталкиваются пациенты доктора Мацумото Ямамото, основателя психиатрической клиники в небольшом рыбацком городке Ушимадо. И он чувствует их беспокойство как глубокую ответственность. В трогательном документальном фильме «Ноль» Казухиро Соды мы присоединяемся к завершающим сеансам с пациентами. Фильм Соды — тихое сожаление о мире, в котором угасает личное, легкодоступное сострадание. Как пишет Сода: «Люди думают, что если вы снимаете на камеру, у вас есть какая-то тема или особая цель. Что об их скучной жизни, никто никогда не станет снимать фильм... У каждого есть какая-то драма. Но мы пренебрегаем этим, потому что мы не смотрим и не слушаем внимательно».

Shirley

Жозефин Декер, срежиссировала захватывающую и неповторимую историю по одноименному роману о Ширли Джексон, авторе «Призрака дома на холме», прославившейся своими мрачными произведениями в середине XX века. В центре сюжета — молодая пара, поселившаяся в доме двух интеллектуалов-литераторов (писательницы и критика). Однако вскоре молодые люди понимают, что попали в серьезный психологический переплет и являются источниками вдохновения для очередного жуткого романа писательницы. 107-минутный триллер разворачивается на фоне жизни гуманитарного колледжа в Вермонте в середине 1960-х.