Лигия Кларк: выставка пионера современного искусства

Лигия Кларк: выставка пионера современного искусства

12 марта 2020 г.

Выставка ранних работ Лигии Кларк открывается в Гуггенхайме в Бильбао. Художница-модернист, Лигия Кларк (Lygia Clark, 1920-1988) была радикальным пионером современного искусства. В первой половине своей карьеры она играла ключевую роль в геометрической абстракции, неоконкретизме и бразильском конструктивизме и модернизме, прежде чем заняться искусством участия. Позже она исследовала терапевтический потенциал искусства как средства для сенсорной памяти.


По теме: Art Paris 2019: лучшие инвестиции — в искусство женщин

«Мы делаем все настолько автоматически, что забыли обоняние, физические страдания, всевозможности тактильных ощущений», — считала Лигия Кларк.

После своей смерти Кларк была отмечена большой ретроспективой в MoMA в 2014 году, которая прочно закрепила ее имя. Выставка в Бильбао под названием «Лигия Кларк: живопись как экспериментальное поле» направлена на то, чтобы пролить свет на менее известный, период ее работы: первое десятилетие ее художественного творчества, охватывающее 1948–1958 годы.

Экспозиция размещается в трех залах и разделена на три соответствующие секции. С юных лет Кларк увлеклась рисованием как средством побега и самовыражения. Когда ей было 18 лет, она вышла замуж за инженера-строителя по имени Алуизио Кларк Рибейро и переехала из своего родного города Белу-Оризонти в тогдашнюю столицу Бразилии Рио-де-Жанейро. К 25 годам у нее было трое детей.

В 1947 году Лигия начала обучение у бразильских модернистов Роберту Бурле Маркса и Зелии Феррейры Сальгадо. Будучи страстным поклонником Пита Мондриана и Пола Клее, в 1950 году Кларк решил провести два года в Париже под покровительством Фернана Леже и Арпада Сенеша. Ее работы приобрели более абстрактный характер, о чем свидетельствуют графические листы того времени и притягательное абстрактные картины.

Когда она вернулась в Рио, ее посвятили в Grupo Frente, коллектив который был связан с другими художниками-авангардистами, такими как Хулио Оитикика и Линия Папе. Между 1953 и 1956 годами она продолжала заниматься геометрической абстракцией, развивая свой чувственный, изящно окрашенный народный язык. В то же время она произвела прекрасную серию макетов, украшающих воображаемые интерьеры, чтобы продемонстрировать свои идеи в отношении динамичных, модернизированных жилых помещений. «Я стремлюсь творить пространство, а не создавать его».

Кларк сделал еще один важный шаг в область искусства как интерактивного объекта — в пользу все более органичной или телесной скульптуры, инсталляционного и перформанс-искусства и, наконец, психоаналитических переживаний. Она создала сотни рисунков и коллажей, одержимо исследуя влияние цвета, пространства и линий на зрителя и окружение. Она писала картины, создавая их как «живые организмы», созданные при участии человека.

Кларк был совершенно уникальным художником, как отметил ученый и куратор Гай Бретт, «ее работы не заимствовали существующих концепций искусства ... напротив, она изменила представления об искусстве и художнике».

Lygia Clark: Painting as an Experimental Field, Guggenheim Bilbao, до 24 мая 2020.