Выставка в Национальной портретной галерее Лондона посвящена молодому Сесилу Битону и освещает первые годы в карьере фотохудожника: на ней собраны 170 портретов Битона, его картины и альбомы, а также работы его друзей.
По теме: Ирвин Пенн: «фотография торта может быть искусством»
Фотографа Сесила Битона (1904-1980) называли иконой стиля. Он был художником по костюмам, сценографом, декоратором и, конечно, одним из самых знаменитых мастеров модной фотографии XX века.
Битон щедро использовал отcыл к классической истории и английскому театру эпохи Возрождения, к французской живописи XVIII-го века и сюрреализму века XX-го. Один из ранних портретов Битона, 1924 года, показывает британского ученого Джорджа «Дади» Риландса, одетого в наряд герцогини Мальфи, персонажа кровавой драмы Джона Уэбстера, написанной в 1612. Именно этот снимок помог фотографу выиграть свой первый контракт с Vogue.
Амбициозный молодой фотограф, несмотря на отсутствие семейного богатства, аристократических титулов или важных знакомств, быстро стал звездой. Только закончив Кембридж, Битон удивил своей смелостью Сергея Дягилева: во время поездки в Венецию он показал всемирно известному импресарио «Русских балетов» свое портфолио со сценическими эскизами.
«Его эпоха — это эпоха джаза и модернизма, эпоха the Bright Young Things и их буйных вечеринок. Это было также время интенсивного творчества, когда Сесил формировал себя как художника», — говорит Робин Мьюир, куратор выставки. Мьюир утверждает, что ранние работы Битона выделялись по разным причинам.
Британская фотография в Лондоне в тот период была салонной и скучной. Сесил принес новизны своими фонами —блестками, целлофаном и серебряной бумагой. Как показывают портреты Битона, мир, в котором проживали «яркие молодые», был миром перформанса, маскарада, миром поверхностных, ролевых игр, изобретательный и пустой одновременно. Выходки его и его друзей регулярно привлекали внимание сплетников и общественных обозревателей в бесцветной послевоенной Англии.
«Изначально Битон был посторонним глазом, который внимательно изучал, записывал и удивлялся происходящему» — считает куратор. Его друзья, часто выдававшие себя за экзотических существ, предельно спокойно чувствовали себя перед его камерой. Но Битон не был критиком, он был привлечен красотой и элегантностью ради них самих.
В 1922 году в Кембридже он создал несколько портретов своего друга Стивена Рансимана, который впоследствии стал известным историком византийской эпохи. Несмотря на театральные реквизиты — птицу, тюльпан, узорчатый халат — снимок передает тихое самообладание персонажа. В 1951 году Битон написал: «Когда я фотографировал Стивена Рансимана, его черную бахрому с волнистым попугайчиком, и смотрел косо в камеру, как итальянские примитивисты, я знал, что живу не зря».
Битон умел очаровать главных красавиц общества, таких как леди Диана Купер, которая позировала ему для Vogue в «огромной абрикосовой шляпе». Битон охотно позировал и сам, другим фотографам, потворствуя своим страстям и любви к театру. Для Джорджа Хойнингена-Хюэна Битон замаскировался под писательницу Элинор Глин, позирующую в длинном черном платье и жемчугах, сжимающую маленькое распятие и пристально смотрящую в камеру.
«Я не хочу, чтобы люди знали меня таким, какой я есть на самом деле, — сказал однажды Битон, — но таким, как я притворяюсь».
• Cecil Beaton’s Bright Young Things, National Portrait Gallery, Лондон, до 7 июня 2020.