Японская художница Яёи Кусама (р. 22 марта 1929) — настоящая поп-звезда. Инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали модным фоном для селфи. Феномен ее творчества — загадка для многих. Из аутсайдера мира искусства превратилась в самую коммерчески успешную художницу планеты.
По теме: Четыре неизвестные картины Яёи Кусамы
Одна из самых знаменитых и высокооплачиваемых на рынке художников (цена произведения — до 7 млн долларов), с карьерой, охватывающей более 60 лет, Кусама любима за свои захватывающие инсталляции, которые исследуют идеи бесконечности и забвения.
Всю жизнь Кусама создает искусство, которое неуклонно сопротивляется категоризации. В интервью Tate Modern Кусама сказала, что мать выбросила все ее краски и рисунки, когда ей было 10, сказав, что Яёи должна начать готовиться к тому, чтобы стать домохозяйкой. Но Кусама была бы никем, если бы не была настойчивой. В 1948 году она поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел. И была достаточно смелой, чтобы увлечься сюрреализмом.
Навязчивые узоры из горошин и сеток ссылаются на серию слуховых и визуальных галлюцинаций, которые преследовали художницу на протяжении большей части жизни.
Сегодня ради того, чтобы создавать свое искусство, она покидает утром психиатрическую клинику и возращается туда после 12-часового рабочего дня. Она уверена: искусство сохраняет жизнь.
Фильм о Кусаме. Kusama — Infinity («Кусама — Бесконечность»)
Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс», в широкий прокат она вышла 7 сентября 2018 года. Режиссером, автором сценария и продюсером выступила Хезер Ленц (Heather Lenz). Снятый киностудией Magnolia Pictures документальный фильм рассказывает о жизненном и творческом пути Кусамы, знакомит с архивными видео и фотографиями. Сама художница дала для картины интервью.
Музей Кусамы
Прижизненный музей японской художницы Яёи Кусам находится в Токио. Автор здания — японская архитектурная фирма Kume Sekkei. Пятиэтажный корпус возведен в райне Шинджуку, недалеко от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, в которой Кусама добровольно проживает с 1977 года. По форме здание музея напоминает пять кубиков, поставленных друг на друга. Внутри здесь несколько галерей, пространств с высокими потолками, идеально белыми стенами и скругленными углами. Открылся музей выставкой «Творчество — это одиночное преследование, Любовь — то, что делает нас ближе к искусству» (Creation Is a Solitary Pursuit, Love Is What Brings You Closer to Art).
Инсталляция Flower Obsession, 2017
Продолжая цикл «Трехлетняя любовь», иммерсионная инсталляция «Цветочная одержимость» пересматривает истоки искусства Кусамы. «Однажды, взглянув на рисунок красных цветов на скатерти, я подняла глаза и увидела, что потолок, окна и колонны, казалось, окрашены тем же красным цветочным узором. Я видела всю комнату, все мое тело и всю вселенную, покрытую красными цветами, и в этот момент моя душа была уничтожена ... Это была не иллюзия, а сама реальность». Посетителям предлагалось самим наносить красные цветы на стены и предметы. Распространение цветов постепенно увеличивалось, покрывая все больше поверхностей, превращая пространство в одну впечатляющую среду. Инсталляция Кусамы демонстрировалась во время NGV Triennial (2018) в австралийском Мельбурне.
Инсталляция Love is Calling, 2013
Инсталляция «Любовь зовет» включает в себя красочные надувные скульптуры в горошек, которые расположены на полу и потолке зеркальной комнаты. В комнате слышна Кусама, читающая стихотворение о любви, которое она написала на японском языке. Название этого стихотворения переводится как «Жизнь в замке Слез». Когда проект Кусамы впервые показали в 2013 году в галерее Дэвида Цвирнера в Челси, Love is Calling была частью выставки, которая привлекла тысячи зрителей: очередь, чтобы войти в бесконечную зеркальную комнату превышала четыре часа. У David Zwirner gallery эту работу приобрел Институт современного искусства в Бостоне (ICA Boston) и она стала крупнейшей инсталляцией художника, принадлежащей североамериканскому музею.