В залах Центра Помпиду (Centre Pompidou) в Париже открыта выставка русских художников — уникального дара главному государственному музею современного искусства Франции. Инициатор и соорганизатор проекта — Благотворительный фонд В. Потанина. 1200 метров четвертого этажа знаменитого музея отданы неофициальному русскому искусству 1950–2000 годов. В отменной сценографии представлены работы Михаила Рогинского, Эдуарда Штейнберга, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Александра Косолапова, Игоря Шелковского, Александра Сокова... Ключевые имена, более 300 произведений, собранных в очень небольшой срок, благодаря щедрости фонда Владимира Потанина, меценатов и самих художников. После выставки, которая продлится полгода, все работы войдут в постоянную экспозицию Центра Помпиду.
Эрик Булатов. Слава КПСС, 2003–2005. Холст, масло, 200 × 200 см. Дар Владимира и Екатерины Семенихиных.
Сергей Бугаев — Афика. Девочка с кошкой, 1986 Холст, масло, 200 × 240 см. Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Римма Герловина. После А. П. Чехова.1975 Бумага, картон, ткань, дерево, 8 × 8 × 8 см. В процессе приобретения при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.
Михаил Рогинский. Розовый забор, рельсы, 1963. Холст, масло, 60 × 70 cм. Дар Инны Баженовой и Дмитрия Саморукова.
Игорь Шелковский. Рельеф, 1974 Дерево, 72 × 96 × 26 см Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Чемпионы мира / Гия Абрамишвили. Без названия, 1988 Холст, масло, 100 × 100 см. Дар Пакиты Эскофе Миро.
Дмитрий Гутов. Спутник (Слава советским людям, покорителям космоса), 1988. Масло, темпера, обои, 56 × 46 см. Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Александр Косолапов. Триптих «Малевич-Мальборо», 1985. Холст, акрил, 183 × 112 см. Дар Александра Косолапова.
Франциско Инфанте-Арна. Из серии «Супрематические игры», 1968/1970-е. Сибахром, 28,5 × 28,5 см. Дар Франциско Инфанте-Араны.
Виталий Комар и Александр Меламид. Лозунги («Слава труду!», «Вперед к победе коммунизма!»), 1972/2004. Ткань, дерево, масло, 55 × 221 cм. Дар Владимира Антоничука.
Виталий Комар и Александр Меламид. Лозунги («Слава труду!», «Вперед к победе коммунизма!»), 1972/2004. Ткань, дерево, масло, 55 × 221 cм. Дар Владимира Антоничука.
Борис Орлов. Бюст в духе Растрелли, 1996. Бронза, эмаль, 71 × 47 × 18 см. Дар Владимира и Екатерины Семенихиных.
Эдуард Штейнберг. Титовы No57, 1986. Холст, масло, 45 × 80 см. Дар Иветы и Тамаза Манашеровых.
Гриша (Гргорий Давидович) Брускин. Из серии «Рождение героя», 1984–1985. В коллекции 7 скульптур. Гипс, дерево, картон, масляная краска. Дар Гриши Брускина.
Юрий Аввакумов
Дмитрий Пирогов. Стихограмма, 1975–1979. Бумага, машинописный текст, 29,7 × 21 см. Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Юрий Альберт. Ю.Ф. Альберт все выделяемое им тепло отдает людям, 1978 ч/б фото, 89 × 61 см. Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Валерий Кошляков. Министерство иностранных дел, 1995. Картон, темпера, 310 × 185 см. Дар Музея русского импрессионизма, Москва.
Олег Кулик. Из серии «Я кусаю Америку, Америка кусает меня», 1997. Черно-белая фотография, 158 × 125 см. Дар Пьера-Кристиана Броше.
Павел Пепперштейн. Жанна д’Арк, 2005. Холст, масло, акрил, 140 × 140 см. Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Владислав Мамышев_Монро, Валерий Кацюба. Перекладывание ответственности. Из серии «Всякая страсть слепа и безумна», 2001 Ч/б фото, 91 × 63,5 см. Дар Благотворительного фонда В. Потанина.
Андрей Монастырский. Дышу и слышу, 1983, фото: Игорь Макаревич. Дар Германа Титова.
Владимир Яковлев. Полосатая кошка с пойманной птицей. Кон. 1980-х. Бумага, гуашь, 41,5 × 54 см. Дар Александра Кроник.
Часть работ подарили коллекционеры, в том числе основатели фонда культуры «Екатерина» Екатерина и Владимир Семенихины, Tsukanov Family Foundation, Инна Баженова, Дмитрий Саморуков, Герман Титов, Ивета и Тамаз Манашеровы, Александр Кроник, Андрей Волков, Леонид Огарев, Ник Ильин, Пьер Броше и Пакита Эскофе-Миро.
Грандиозная выставка случилась, во многом, благодаря опыту, энергии и самоотверженности ее куратора Ольги Свибловой (МАММ). Вместе с сокуратором Николя Люччи Гутниковым (Центр Помпиду) она, в невероятные сроки, провела огромную работу по поиску и приобретению работ советских нонконформистов.
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду или Бобур, как его называют парижане, построенный в центре столицы архитекторами Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом, — крупнейший мировой музей (более 6 миллионов посетителей в год). Для того, чтобы любое, даже столь значительное собрание было принято в дар и оказалась в постоянной экспозиции этого государственного учреждения, одного желания дарителей мало. Вся русская коллекция и каждая работа в отдельности проходила тщательный анализ отборочной комиссии, с личным участием директора музея.
«Этот выдающийся дар — крайне символичное событие, — говорит Бернар Блистен, директор Центра Помпиду. — Он объединил значительное число художников, чьи работы свидетельствуют о выдающемся развитии советского и российского искусства за последние пятьдесят лет. Он исключителен в своей щедрости. Коллекция русского искусства Центра Помпиду — одна из лучших в мире. Главным образом, это первая половина ХХ века, теперь к ней добавится вторая... Это начало большой работы».
Владимир Немухин. Композиция, 1964. Холст, масло, 93 × 72 см. Дар Рувима Бессера.
Проект проходит в рамках большой музейной программы 2016 года, в течение которого Центр Жоржа Помпиду выражает признательность дарителям со всех концов света, подчеркивая ценность их щедрых жестов.
Выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов» открыта 14 сентября 2016 года и пройдет до конца марта 2017.