В Париже завершилась XXVIII биеннале антикваров, одно из важнейших мероприятий антикварного мира. Согласно традиции в Гран-Пале выставили свои сокровища и знаменитые французские галереи, и европейские дилеры. Как всегда, предложение разнообразно: от скульптур Древней Мексики до опусов Ива Кляйна, от масок Берега Слоновой Кости до рисунков Анутана Ватто, от рокайльного столового серебра до шкафов мастера ар-деко Жюля Лелё. Организаторы и поклонники биеннале приветствовали возвращение дилеров, специалистов по живописи старых мастеров (ярмарка Paris Tableau в прошлом ноябре была сорвана из-за теракта), большинство галерей, торгующих старыми итальянцами, голландцами, французами, фламандцами, снова влились в ряды участников. И конечно, началось все с грандиозного вернисажа, на который собирается парижский бомонд и путешествующие коллекционеры со всего мира.
Однако все, что происходило в этом году под высокими сводами Гран-Пале, пронизано ощущением грядущих перемен. Праздник отныне должен стать ежегодным, но организаторы не хотят терять солидный бренд. Как сохранить слово «биеннале», но при этом встречаться каждую осень? Этот ребус должен быть разгадан в ближайшем будущем и самым блестящим образом, иначе Синдикат парижских антикваров во главе с его президентом Домеником Шевалье рискует и вовсе потерять мероприятие.
В этом году генеральный директор биеннале Жан-Даньель Компен и глава экспертого совета Анри Луаретт сделали все возможное для того, чтобы шоу продолжалось, несмотря на две очевидные проблемы: во-первых, два года назад старейшие галереи с безупречной репутацией были уличены в продаже подделок, во-вторых, с биеннале ушли именитые ювелирные дома. Осложнила ситуацию нависшая над Францией террористическая угроза и, наконец, невыносимая жара всю первую неделю мешала пожилым состоятельным коллекционерам проводить время в общении с галеристами. Но помимо сугубо парижских обстоятельств есть и объективные требования времени: вся индустрия ярмарок старого искусства ждет перемен...
Несмотря ни на что, интересных вещей было много. Galerie Canesso, cпециализирующаяся на европейской живописи XV–XVIII веков, предлагала «Спящую Богородицу-отроковицу» Франсиско Сурбарана за 2 млн 500 тыс. евро. Огромный натюрморт Карло Маньери с корзиной: виноградом, грушами и гранатами — за 350 тыс. евро и барочною композицию Алессандро Варотари (Падованино) «Гекуба и Приам» за 170 тыс. евро. Мужской портрет кисти Симона Вуэ готовы были отдать за 380 тыс. евро.
Galerie G.Sarti привезла свое сокровище, маленькую работу Джованни да Модена «Св. Себастьян», и почти сразу купленного «Короля Давида», 1616, кисти Хусепе Риберы. Лондонская галерея Richard Green продавала большое полотно Огюста Ренуара «Дети в Монмартрском саду: партия в крокет» с ценой, превышающей 3 млн. евро, и работу Альбера Марке «Пляжи в Олони. Цветы и Флаги» за 420 тыс. евро. Одним из хитов стенда стал пейзаж Огюста Эрбена за 1 млн евро.
Как магнит притягивал самых разных покупателей и серьезных коллекционеров, и топ-декораторов, и праздных визитеров стенд итальянской галереи Сhiale Fine Art. Скульптура, живопись XIV–XV веков плюс интересное предложение по декоративно-прикладному венецианскому искусству XVIII века: старинные резные позолоченные рамы для зеркал, консоли с мраморными столешницами, низкие кресла и фантастическая коллекция лаковых шкатулок и подносов общей ценой 66 тыс. евро. Шкатулки с росписью в стиле шинуазри продавались и поштучно, и парами. Цены по 6–10 тыс. евро за пару коробочек.
Отлично знакомый московским коллекционерам брюссельский галерист Бернар де Лей (в 2004 г. он привез свои сокровища на Первый Международный салон изящных искусств) — старинные изделия из серебра. Еще будучи подростком он начал работать в галерее своего отца и, действительно, его участие в ярмарках всегда событие, а за половиной вещей на стенде — исторический анекдот. Бургундский кубок с крышкой 1380–1450 годов из серебра с позолоченным орнаментом — одна из лучших вещей на стенде.
Лондонская галерея Richard Green продавала большое полотно Огюста Ренуара «Дети в Монмартрском саду: партия в крокет» с ценой, превышающей 3 млн. евро, и работу Альбера Марке «Пляжи в Олони. Цветы и Флаги» за 420 тыс. евро. Одним из хитов стенда стал пейзаж Огюста Эрбена за 1 млн евро.
Brame & Lorenceau тоже привезли популярнейшего, обожаемого всеми коллекционерами и широкой публикой Альбера Марке (работа «Амстердам», 1938, 380 тыс. евро). Большое полотно Сони Делоне «Цветной ритм» 1957 года предлагали за 160 тыс. евро и необыкновенно эффектную вещь Виктора Вазарели Vardar 1957 года — за 95 тыс. евро.
Тема великолепно представленная на биенннале — послевоенная абстракция. Парижский дилер Франк Празан (Galerie Applicat-Prazan) пропагандирует «новую парижскую школу». Его фавориты — художники Пьер Сулаж, Морис Эстев, Андре Массон. Диан де Полиньянк (Galerie Polignac & Chazournes) придумала красивую экспозицию с работами 1950-1960-х годов. Работу Сэма Френсиса, достаточно популярного по обе стороны Атлантики, абстракцию Red Star галеристка предлагала за 155 тыс евро.
Узким и самым лучшим специалистом по работам модернистов, входивших в объединение UAM (Cоюз современных художников), по праву считается Дени Дориа (Galerie Doria). В этом году галерея праздует свое 40-летие и представляет раритет: большой диван Франсиса Журдена 1930 года из ореха, тонированного под красное дерево, и обитого бежевой тканью. Весь стенд сделан как салон дизайнера тканей Элен Анри, оформленный когда-то Франсисом Журденом. Дени Дориа представлял и недавно выпущенный галереей 600-страничный том, посвященный дизайнеру, члену UAM Пьеру Шаро.
Галерея Сhenel, хоть и специализируется на античных памятниках, но всегда умеет показать, что ее владелец Оливье Шенель чувствует современную моду. Неслучайно оформить стенд он пригласил парижского дизайнера Матье Леаннера, который всегда славился интересом к современной науке и желанием прогнозировать будущее. Стенд с озелененной стеной, действительно, визуально телепортирует мраморные римские головы и торсы куда-то в недалекое будущее.
Первоклассную античность привезла в Париж и брюссельская галерея Harmakis. Египетские рельефы, статуэтки, великолепная маленькая ваза в виде головы Силена 5 в. до н. э. (120 тыс. евро) и редкая, очень высокая (54,5 см), алебастровая ваза в прекрасной сохранности за 120 тыс. евро.
Антуан Баррер (Galerie Jacques Barrere, искусство Древнего Востока) пригласил Франсуа-Жозефа Графа, декоратора, обладающего солидным реноме среди антикваров и коллекционеров. Граф стилизовал стенд под старинный буддистский храм. Одно из главных сокровищ — статуя Будды, Китай, династия Северная Ци (549–577).
Необыкновенно удачно выступила галерея Jasques Lacoste. Элегантному и невероятно эрудированному господину Лакосту удалось продать почти все, что было им привезено в Гран-Пале. Среди шедевров великолепная, очень редкая ширма Шарлотты Перриан 1968 года (350 тыс. евро). Два бра, сделанные Жаном Руайером для квартиры режиссера Франсуа Трюффо, и невероятной красоты письменный стол со столешницей, отделанной пергаментом, красным деревом и позолоченной латунью, — работа Марка дю Плантье (цена 320 тыс. евро). Тот же Жак Лакост предлагал несколько предметов Альберто Джакометти, по которому коллекционеры сегодня сходят с ума.
Энергичный Ив Гасту, интерьерные проекты которого регулярно публикует журнал «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН», с сыном Виктором трудились все дни работы биеннале, не покладая рук. На их стенде среди мебели, скульптуры, живописи, керамики и разного рада интерьерных аксессуаров красовалась огромная лаковая ширма Ф.-К. Лаланна «Носорог», два элегантных черных кресла работы Андре Арбюса и Вадима Андрусова 1949 года, а также совместная работа Сезара и Ж.-К. Фархи — две плексигласовые голубые колонны со скульптурами и постаментами из позолоченной бронзы.
На недостаток шедевров никто не жаловался. Кроме того, раритеты, выставленные в открытой продаже, были поддержаны тремя грандиозными выставочными проектами. Государственный Эрмитаж привез французское декоративно-прикладное искусство XVIII века.
Сокуратором проекта выступил вице-президент Национального синдиката антикваров Бернар Драгеско (Galerie Dragesco-Cramoisin). Он отобрал фарфор и мебель, от которой учащенно бились французские сердца. Женевский Фонд высокого часового искусства показал редкие экземпляры часов, а Национальный союз мебельщиков устроил оптимистичную цветную экспозицию «Традиция и дерзость».