Фолькер Гермес (р. 1972) — автор-интерпретатор исторических портретов. Творчество Гермеса оказалось в эпоху коронавируса крайне актуальным из-за сюжета его фотоколлажей— «человек в маске».
По теме: Ретроспектива Синди Шерман: 3 факта о художнике
Проект немецкого художника под названием Hidden Portrait («Спрятанный портрет») начался десять лет назад. Сейчас на сайте Фолькера Гермеса размещены 85 работ. 43 работы представлены на сайте Rijksmuseum. «Я начал размышлять о социальном значении живописи, дресс-кодах и роли индивидуальности в портретах. Я нашел способ выразить свое современное видение путем цифрового вмешательства в исторические работы», — сказал художник в интервью итальянскому Vogue.
Фолькер переиначивает картины, начиная с раннего Возрождения до конца XIX-го века и делает это с восхищением. Он подчеркивает, что не добавляет ничего извне, а лишь модифицирует, меняет некоторые фрагменты.
«Абсурдные маски, нагромождение драпировок и церемониальные парики «растут» по всему лицу. Ничего не добавлено к картинам. Все изменения происходят от самой картины. Я прикрываю главных героев и их индивидуальность. Что остается? Символы социального статуса и роскошные поверхности, которые свидетельствуют о блеске высшего сословия.
Портреты — жанр, который был доступен исключительно привилегированной элите. Каждая поза, костюм, детали служили символами, понятными и очевидными в свое время. Художники более усердно отображали всю особенности одежды и атрибуты, чем лица. Сегодня мы больше не понимаем эти коды, мы привыкли к быстрому анализу людей и фактов. Когда я смотрю на измененные картины, фокус смещается от выражения лица к оценке живописи в социальном контексте. Акт прикрытия лица отражает проблему. Маска «обезличивает», скрывает эмоции; она символизирует потерю индивидуальности.»