Ай Вэйвэй (艾未未) — самая «тяжелая» и влиятельная фигура современного китайского искусства. «Пекинский Энди Уорхол», фотограф и блоггер Ай Вэйвэй (р. 28 августа 1957) сконцентрирован на главных современных конфликтах. Его сила — в масштабе. Проблема будет глобальной, средства выражения — музейного уровня. Сегодня Вэйвэй говорит о кризисе беженцев и миграционных проблемах.
«Кризис беженцев — кризис человечности... В отношении к мигрантам мы потеряли наши самые базовые ценности», — говорит Вэйвэй. — В наше время неопределенности мы нуждаемся в большей терпимости, сострадании и доверии друг к другу. Иначе человечество столкнется с еще большим кризисом».
В 2017 Ай Вэйвэй отметил свое шестидесятилетие и показал пять захватывающих проектов по всему миру.
1. «Закон о путешественниках». Прага. В Пражской национальной галерее Вэйвэй представил самую большую свою инсталляцию Law of the Journey: 70-метровая надувная лодка с 258 надувными фигурами обличает политику европейских стран, игнорирующих тяжелое положение миллионов беженцев, плывующих к безопасным берегам. • Национальная галерея в Праге до 7 января.
2. «Гензель и Гретель». Нью-Йорк. Вместе с архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном Ай Вэйвэй размышляет об эпохе тотальной слежки и отсутствии конфиденциальности. Навеянный сказкой «Гензель и Гретель» о брошенных детях, оставлявших следы из хлебных крошек, иммерсивный проект предлагает задуматься о том, какие следы оставляем мы в современном информационном поле. Посетители (через черный ход) попадали в мрачное пространство, наполненное инфракрасными камерами и дронами. Любое действие тут же фиксировалось и проецировалось на пол, служащий экраном. Скрыться от вездесущих камер можно лишь возле стен. Для участия во втором акте необходимо было пройти через главный вход и оказаться по другую сторону экрана: просмотреть свое путешествие по первому залу или наблюдать за другими. До августа проект демонстрировался в Park Avenue Armory в Нью-Йорке.
3. «След». Вашингтон. В вашингтонском музее Хиршхорна выстроили масштабную инсталляцию «След». Китайский художник сложил из детского конструктора LEGO портреты ста семидесяти шести правозащитников, узников совести и гражданских активистов со всего мира. Собранный вручную «ковер» из тысяч и тысяч разноцветных пластмассовых кирпичиков занимает почти весь пол второго этажа круглого музейного здания. Его общая протяженность составила 213 метров. • Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, до 1 января.
4. «Человеческий поток». Венеция. Фильм «Человеческий поток» дебютировал на Венецианском кинофестивале в сентябре. Документальный и очень эмоциональный расказ о перемещении миллионов людей по всему миру. Со своей камерой художник побывал в секторе Газа (Палестина), Турции, Бангладеше, Иордании, на американско-мексиканской границе. Фильм включен в шорт-лист документальных фильмов-номинантов Оскаровской премии.
5. «Хорошие заборы — хорошие соседи». Выставка Good Fences Make Good Neighbors так же посвящена проблеме миграции. Площадкой для 300 экспонатов стал весь Нью-Йорк, а деньги собирались при помощи краудфандинговой компании на платформе Kickstarter. Баннеры с изображением беженцев наклеены на автобусные остановки в Гарлеме, Бруклине и Бронксе. Важнейшей частью проекта стала огромная стальная клетка, построенная под аркой на Площади Вашингтона, которая уже пользуется невероятной популярностью в инстаграме. Появление необычной экспозиции было спровоцировано планами Дональда Трампа по возведению стены на границе с Мексикой. Название же позаимствовано из стихотворения Роберта Фроста «Починка стены» (Mending wall), посвященного бессмысленности подобных преград. • Нью-Йорк, до 8 февраля 2018.