Для европейской публики Мишель Ока Донер (Michele Oka Doner, р. 1945) — заморская дива, которая делает светильники в виде гигантских насекомых или пучков черных веток, столы и скамейки из патинированной бронзы, вазы и подносы из серебра 925 пробы — вещи броские, гламурные, притягательные для глаз и даже немного опасные.
Софи Лорен считала, что в определенном возрасте женщина сама уже может решать, сколько ей лет и где у нее талия. Так что светская дама-скульптор на восьмом десятке точно может пугать, эпатировать и пускать пыль в глаза и насаждать агрессивный блеск.
Американская художница, скульптор, в разные года она то занималась монументальным искусством, то делала мебель, ювелирые украшения и прочие функциональные объекты. Сегодня ей 74, ее многолетняя и плодотворная карьера — свершившийся факт. Американские любители современного искусства знают Ока Донер по работе Radiant Site для нью-йоркской станции метро Herald Square и тропическому пляжу (инсталляция A Walk on the Beach) в аэропорту Майами.
Она родилась во Флориде, в Майами-Бич. Внучка известного художника Сэмюэля Келлера, который учился в Одесской рисовальной школе, прежде чем эмигрировать в Нью-Йорк, она очень рано получила навык ежедневного занятия искусством. Кроме того, она прекрасно тренированная светская львица. Отец Мишель Кеннет Ока в годы ее юности был судьей в Майами-Бич и даже избирался мэром города.
Так что она с юности вращалась в круговороте светской и политической жизни. Позже вместе с Митчелом Уолфсоном художница написала книгу «Майами-Бич: эскиз Эдема» — рассказ о жизни города в период 1920-1960-х годов, увиденный через призму истории их семей.
С детства Мишель Ока Донер наблюдала богатую, опасную и экзотичную природу Флориды и интересовалась естественными науками. Она много рисовала флору и фауну, насекомых, рептилий, растения, окаменелости и прочее. В 1963 году она поступила в престижный Мичиганский университет в городе Анн-Арбор, где много лет спустя выступит перед студентами со своей знаменитой напутственной речью русский поэт Иосиф Бродский.
В 1968 году Мишель Ока Донер открыла собственную мастерскую в даунтауне Анн-Арбора. В то время умами местных художников владела голография. Самая известная работа того раннего периода – скульптура «Керамическая кукла», показанная в 1970 году на первой выставке голографического искусства в Академии в Крэнбруке.
В начале 1970-х Мишель Ока Донер перебирается в Детройт. В 1977 состоялась ее первая персональная выставка «В процессе работы» в Институте искусств в Детройте. Еще одним важным событием в жизни стало участие в групповой выставке «Образ и вещь в современной скульптуре», на которой работы Мишель соседствовали с опусами Скотта Бертона, Дэниса Оппенхайма, Терри Эллена. Уникальная выставка потом отправилась на гастроли в Нью-Йорк и с успехом была показана в PS1 на экспериментальной площадке Музея современного искусства Нью-Йорка.
В 1981 году она переехала в Нью-Йорк и сделала серию уличных инсталляций. Выиграла национальный конкурс на создание работы для станции нью-йоркского метро. Проект Radiant Site из 11 тысяч золотых плиток она сама назвала стритуальной скульптурой. Почти сразу после этого получила заказ на инсталляцию «Небесная плаза» для Планетария Хейдена, филиала Американского музея естественной истории: наливной пол из бетона с бронзовыми элементами в виде небесных тел.
Затем Ока Донер работала в Техасе, Вашингтоне, Миссисипи: везди ее работы звучали как грандиозные симфонии, завораживали публику масштабом, сиянием и почти вселенским охватом. Неслучайно инсталляция «Прогулка по пляжу» в аэропорту Майами включена жителями города в почетный список восьми чудес города.
Еще одна важная тема в творчестве мастера — человеческое тело. В коллекции Художественного музея Мичиганского университета находятся ее коралловые фигуры «Странник», «Салация» (Морская пена)», «Колосс» — квинтэссенция ее понимания отдельно стоящей статуи, работы 2008 года. Год спустя она создала инсталляцию «Ловцы душ» — 400 шаманских фигурок для Нимфенбургской фарфоровой мануфактуре.
Последние годы ее работы представляет нью-йоркская Marlborough Gallery. В течение долгих лет Мишель носит примерно одну и ту же одежду — свободные платья с широкими рукавами, черные или белые, из шелка, вельвета, кашемира. В ее шкафу много винтажных шедевров: балахоны от Oscar de la Renta, Jean Paul Gaultier, Yohji Yamamoto.
«Если каждый год покупать по одной фирменной вещи, за 45 лет у вас соберется отличный гардероб», — говорит Мишель. Несмотря на солидный возраст Ока Донер работает невероятно интенсивно. Среди последних проектов — декорации и костюмы к балету Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь» в постановке Miami City Ballet.