Грандиозный ландшафтный проект в Италии Labirinto della masone — метафора человеческого состояния. Его автор — Франко Мария Риччи (2.12.1937 – 10.09.2020) — издатель, графический дизайнер, коллекционер искусства и библиофил.
По теме: Парк, в котором соблюдается социальная дистанция
Labirinto della masone расположен в Фонтанеллато — небольшом городке в итальянской провинции Парма. Геометрический сад стал результатом обещания, которое Риччи дал в 1977 году своему другу Хорхе Луису Борхесу: аргентинского писателя всегда восхищал символ лабиринта как метафора. «Лабиринт был одной из его любимых тем, да и моей тоже. Несколько раз я принимал Хорхе в своем загородном доме под Пармой, и то, как слепой писатель двигался вокруг меня неуверенными шагами, заставило меня задуматься о нашем жизненном пути, полном развилок и загадок», — вспоминал Франко Мария Риччи.
Тридцать лет Риччи вынашивал идею, которая, наконец, обрела форму: сад был открыт для публики в июне 2015 года. Площадь комплекса составляет восемь гектаров, протяженность тропы — три километра. Самый большой из существующих лабиринтов, он полностью сформирован разнообразными бамбуковыми растениями, которых здесь насчитывается около 200 тысяч. Их высота — от 30 сантиметров до 15 метров. «Элегантное растение, так мало используемое на Западе, особенно в Италии, показалось мне идеальным сырьем. К тому же оно обладает высокой скоростью фотосинтеза, возвращая значительное количество кислорода в атмосферу».
За основу Риччи взял римский лабиринт с прямыми углами, разделенный на четыре части, переработав его и добавив ловушки — перекрестки и тупики. Периметр имеет форму звезды. Эта форма впервые упоминается в трактате Филарета по архитектуре, затем появляется у Веспасиано Гонзаги в проекте Саббионеты и архитектуре Пальмановы, города-крепости, возведенный Венецианской республикой.
Проект Labirinto della Masone Франко Мария Риччи разработал совместно с архитекторами Пьером Карло Бонтемпи и Давиде Дутто. Внутри комплекса находится часовня в форме пирамиды. Рядом с лабиринтом открыт Музей, в котором представлена коллекция произведений искусства, собранных Риччи за пятьдесят лет.
Самый известный проект Франко Мария Риччи — FMR, выходящий раз в два месяца арт-журнал, издаваемый на итальянском, английском, немецком, французском и испанском языках. Первый выпуск увидел свет в 1982 году. Название — инициалы издателя, которые, если произносить их по-французски, созвучны с éphémère. Журнал известен своими великолепными крупными фотографиями и изысканными рисунками на черном фоне, неоднократно удостаивался звания «самого красивого журнала». У издания было много поклонников, среди которых Федерико Феллини, который называл его «черной жемчужиной».
В интервью 2001 года на вопрос «Считаете ли вы, что веб-сайты заменят печатные журналы», Риччи ответил так: «Не думаю, что человечество согласится проводить свою жизнь перед экраном. Удовольствие от бумаги — это удовольствие от прикосновения, перелистывания страниц, обладания чем-то ценным. Несмотря на то, что и Интернет — фантастический инструмент и полученная через него информация составляет основу моей работы, книги в конечном итоге побеждают».
А вот его совет начинающим дизайнерам: «Я бы посоветовал молодежи получить образование: читать Данте, Джойса, Кальвино и обязательно ходить в музеи и смотреть на красивые вещи. Если ты не обладаешь должным уровнем культуры, ты не можешь быть дизайнером».