Проект O12 Artist House — новое явление в городском ландшафте Берлина. Дом-мастерскую спроектировал швейцарский архитектор Филипп фон Матт.
По теме: Дом-мастерская художника Лейко Икемуры
Архитектор Филипп фон Матт тесно связан с искусством: мастерски проектирует интерьеры музеев, частных галерей и дома-мастерские художников. Особый успех принес ему дом, который он построил в Берлине для своей жены, художницы Лейко Икемуры. Об этом эталонном проекте INTERIOR+DESIGN писал прошлой осенью. «Главное правило: архитектура не должна спорить с артом, который в ней находится, — говорит Филипп.
От проектировщика требуется скромность: ему следует отказаться от желания произвести эффект, но сконцентрироваться на пропорциях, массе, свете, материале, точности исполнения — основных категориях архитектуры. Дом художника не репрезентативное место, к нему неприменимы буржуазные стандарты «красивой жизни».
Новая удача — снова в Берлине, в центральном районе Митте. Проект O12 Artist House, который сам архитектор определяет как «работу на стыке архитектуры и искусства», он создал для художника из Франции — немецкая столица привлекает креативный класс спокойной атмосферой и сравнительно низкими ценами.
«В Берлине иногда бывает сложно строить, но, если приложить усилия, то можно договориться, — признался нам Филипп фон Матт. — Чаще проблемы возникают не с властями, а с соседями. Вот как в данном случае. Здание должно было соответствовать предписаниям нескольких инстанций, прежде всего, службы городского планирования. В частности, они хотели, чтобы новая постройка восстановила некогда существовавший профиль улицы. Проект был утвержден. Но поскольку улица узкая, всего 5–6 метров, тень от здания попадала на дом, расположенный напротив. Дело дошло до суда между соседом и городскими службами, но в конце концов вопрос удалось решить мирным образом».
Проектируя дом, Филипп фон Матт выдержал баланс между профессиональной и частной жизнью. На первом этаже расположена галерея, второй отдан гостиной-кухне-столовой, выше идут спальни и на самом верху, под крышей, — студия с большим зенитным фонарем: через стеклянную кровлю видно небо, что придает помещению сходство с ателье на пленэре.
В комнатах, посвященных искусству, оттенки нейтральны, в жилых становятся более теплыми, приветливыми. Постройка не поражает сложной геометрией, ее ценность — в соотношении объемов, игре естественного света, неожиданных видах, которые открываются из окон, а также в сильной материальности: голый бетон дополнен деревом, металлом, керамикой, штукатуркой на основе глины. Всё вместе делает O12 Artist House идеальной сценой для искусства.
«Для меня важно построить дом, в котором вы чувствуете себя «как дома», как только входите в него, — говорит Филипп. — Должно возникать ощущение, что он всегда стоял на этом месте — что он вне времени. Большинство моих коллег живут в старых зданиях, потому что там им лучше, но я доказываю, что и новые дома могут сделать человека счастливым. Однажды к нам с женой пришли гости из Швейцарии, и один из членов группы, мужчина лет шестидесяти, ответственный за сохранение культурного наследия, спросил: «Скажите, господин фон Матт, когда вы в последний раз ремонтировали фасад?» Он подумал, что наш новый дом — старый. Я ответил, что воспринимаю его слова как комплимент».