Члены международного жюри конкурса Придумано и сделано в России, определявшие его победителей, выступили с обращениями, в которых рассказывают о своих впечатлениях о работах, попавших в шорт-лист.
Среди членов жюри — Константин Бойм, основатель дизайн-студии Boym Partners в Нью Йорке и декан факультета индустриального дизайна в Институте Pratt в Нью Йорке; Анна-Луиза Соммер, директор Датского национального музея (Designmuseum Danmark); Кристофер Тернер — Хранитель фонда дизайна, архитектуры и цифровых технологий музея Виктории и Альберта (V&A) ; Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH и член Ученого совета Всероссийского музея декоративного искусства и др. Юкка Саволайнен, директор музея дизайна в Хельсинки и Матео Крис, директор Музея дизайна Vitra дали специальные комментарии INTERIOR+DESIGN о роли и будущем дизайна.
По теме: «Придумано и сделано в России»: победители всероссийского конкурса дизайна
Юкка Саволайнен
Процесс отбора был очень напряженным и непростым, однако было весьма интересно обнаружить различные аспекты российского дизайна и крафта. Было очевидно, что уровень работ высокий. Если говорить о социальной стороне дизайна и его роли в улучшении общества, то здесь обширное поле для дальнейшего развития российского дизайна. Национальный дизайн может стать известным во всем мире, если будет иметь единые базовые принципы и качества, характерные для дизайна «нации». В его основе обычно лежат образование и некоторые определяющие понятия, которые также очевидны в стране и на другом, более высоком, чем, дизайн, уровне. К примеру, скандинавский дизайн во многом способствует повышению качества жизни. Это проявляется в ориентации на функциональность, удобство использования и экологичность. Ядро скандинавского дизайна также во многом лежит в основе модели государства благосостояния Скандинавии.
Дизайн может изменить мир. Дизайн — это мощный инструмент, не только улучшающий промышленность, но и действительно помогающий найти лучшие и более устойчивые способы построения будущего.
говорит Юкка Саволайнен
Анна-Луиза Соммер
Я думаю, что в России очень интересный и разнообразный подход к дизайну и прикладному искусству, и большое количество многообещающих и молодых дизайнеров. Что меня по-настоящему впечатлило, это потрясающая способность дизайнеров объединить в одном предмете старые, традиционные техники и ремесленные приемы и видение и технологии, свойственные XXI веку. И я уверена, что конкурс станет той консолидирующей и объединяющей силой, которая обеспечит дальнейший рост и развитие дизайна в России, что является весьма важным.
Константин Бойм
Я получил огромное удовольствие от просмотра представленных проектов. Картина русского дизайна за последние годы необычайно расширилась и углубилась. Заметно несколько тенденций. Во-первых, порадовало то, что дизайнеры вдохновляются традициями и ремеслами самых разных, порой далеких, уголков России, включая изучение необычных материалов и технологий. Это многообещающий тренд, поскольку он позволяет создать национальную идентичность русского дизайна. С другой стороны, я заметил поэтическую, чувственную сторону проектов, и это тоже очень важно, особенно в эпоху, когда технология выходит часто на первый план дизайнерского творчества. Наконец, порадовало, присутствие нескольких проектов, рассчитанных на рядового покупателя. Эти вещи должны улучшить быт обычных людей. Важно подчеркнуть, что дизайн не должен быть представлен как некая элитарная дисциплина.
Сергей Чобан
Дизайн — это один из важных индикаторов. По его уровню можно определить состояние культуры и общества. Чем выше уровень дизайна — тем выше материальная культура страны. Поэтому я думаю, что этот конкурс чрезвычайно важен для России. То, что было представлено в шорт-листе, подтвердило уверенность, что мы увидим интересные работы. На мой взгляд, было бы правильней, если подход, который был основным для категории «этический дизайн» (он подразумевал повторное использование материалов, рисайклинг и другие приемы переработки) применялся бы ко всем остальным номинациям конкурса. Я не отношусь к большим поклонникам «люксового дизайна», где цена порой экстремально высока. Мне гораздо ближе дизайн, который поднимает уровень жизни всего общества, а не только малой его части. Поэтому я уделял внимание тем вещам, которые могут быть доступны каждому и могут быть сделаны из экологических материалов и быть использованы повторно.
Кристофер Тернер
В 2016 году я был директором Лондонской биеннале дизайна, и тогда главную награду получил Московский музей дизайна — организация, сделавшая бесконечно много для промоутировании истории русского дизайна. Российский дизайн, который мы увидели, продемонстрировал невероятную национальную идентичность. И сейчас я впечатлен работами, присланными на конкурс "Придумано и сделано в России", организованный Всероссийским музеем декоративно-прикладного искусства, потому что в них не было ничего от «ретро» или кича. Мы увидели авангардные игрушки; буфет, вдохновленный архитектурой брутализма и модернизма; мебель, вдохновленную атомной эрой; плитку, которая соотносится с цифровыми технологиями. Во многих работах исследуются традиционные ремесленные техники, обновленные и используемые на актуальном уровне. В нашем музее находится множество работ дизайна советского периода — и мы надеемся, что будущие работы российских дизайнеров также окажутся в нашем собрании.