Данил Карамушкин и Анна Иванова получили гран-при всероссийского конкурса дизайна
28 октября 2020 г.
Светильник студии Bajeno заслужил высшую награду конкурса «Придумано и сделано в России» и будет приобретен в коллекцию Всероссийского музея декоративного искусства.В Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства открылась выставка работ финалистов II Всероссийского конкурса предметного дизайна Придумано и сделано в России. 135 работ дизайнеров из 24 городов. Международное жюри определило лучших в многочисленных номинациях конкурса, и на церемонии вручения призов были объявлены имена победителей.
Обладателями Гран-при стали дизайнеры из Санкт-Петербурга Данил Карамушкин и Анна Иванова, основатели студии Bajeno. «Приобретение работы, победившей в первом конкурсе «Придумано и сделано в России», положило начало формированию музейной коллекцию современного дизайна, — говорит Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства, председатель Оргкомитета конкурса, — Сегодня мы продолжаем пополнение коллекции. У нас есть все основания для этого: серьезные экспертные мнения и выбор авторитетного международного жюри». Работа победителей выкуплена концепт-стором «Палаты».
Данил и Анна специально для INTERIOR+DESIGN рассказали о концепции своей работы, технокрафте и значении эксперимента в работе дизайнера.
По теме: «Придумано и сделано в России»: выставка работ финалистов
Симбиоз ремесла и технологий
Светильники «Переплетение каменных нитей» представляют собой керамические плафоны, напечатанные на 3D-оборудовании. «Сотканные» машиной изделия устойчивы и прочны, но на вид они кажутся мягкими и пластичными, как ткань. Объекты обжигаются при особо высоких температурах и очень крепки. Тем не менее, изделия получаются легкими. Глина — экологичная и натуральная замена пластику, не уступающая синтетическому материалу в долговечности и практичности. Для нас это симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения. Керамический плафон для нас — это не разовый творческий опыт. Мы готовы производить такие объекты в больших объемах, приспосабливая продукт к потребностям покупателей разного достатка.
Создавая эти формы, мы стремились к тому, чтобы повторить их вручную было сложно. Это симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения. Для нас это не разовый творческий опыт. Мы готовы производить такие объекты в больших объемах, внимая потребностям покупателей разного достатка.
Из всех наших проектов непросто выделить самый сложный: они все довольно технологичны. Данный проект, победивший в конкурсе, занял все время карантина — то есть несколько месяцев. Мы начали работу над светильниками еще в марте. Месяц мы создавали саму форму, и около трех месяцев ее дорабатывали. Нам было важно добиться определенного качества свечения — и найти такой алгоритм, при котором можно было повторить эту форму. Глина — живой материал, и какие-то модели могут в процессе получиться немного не так, как мы задумывали. Нужно быть отточить технологию, чтобы она подходила для массового производства.
Карантин и керамика
Сейчас во многих арт-центрах можно увидеть пост-карантинное искусство — но в нашем случае мы бесконечно рады передышке, поскольку получили возможность работать не торопясь над тем, что нам интересно. Карантин позволил нам сбавить обороты привычной жизни: в студии мы в том числе ведем образовательные занятия, и этот процесс по понятным причинам прервался. В определенном смысле мечта любого керамиста — остаться наедине с материалом. Керамика — довольно затратное занятие. Нужно время, помещение, печь, сами исходные материалы, поэтому требуются вспомогательные занятия и ресурсы, чтобы поддерживать творческую работу. Мы как дизайнеры не хотели бы работать только в сфере массового дизайна, часто упрощенного, поэтому мы стараемся все время повышать свой творческий уровень работ. По нашему мнению, этот процесс должен происходить без оглядки на то, примут ли результат исследований, или нет. Мы давно хотели делать освещение — для Петербурга, где долгие темные вечера, это важно. У нас вся мастерская в этих светильниках — и сейчас мы мечтаем применять их на улицах.
О безупречности
Керамика — очень капризный материал. Пока она мягкая, в ней не видно недочетов, но как только она застывает, проявляются несовершенства, которые часто невозможно устранить в твердом состоянии. В уже готовых вещах часто возникают «колючки». Многие работы вообще стоят по несколько месяцев после утильного обжига, есть этапы глазуровки, декорирования — и это сильно «подвешивает работу». Можно до конца не просчитать, не угадать цвет. И получается, что либо тебе везет и все получается, либо работа не выходит, и нужно начинать заново. Всегда есть вопрос — что, если попробовать иначе? Это сродни детскому интересу, любопытству.
Наши светильники не всегда идеальны — на некоторых есть шов, в некоторых местах более крупные отверстия. Но это часть технологии, самого процесса. Нам часто говорят, что наша мастерская напоминает по своему устройству те, что существуют в Копенгагене. Для датских мастерских характерно совмещение шоу-рума и мастерской, все происходит в одном месте. Это интересный, однако не для всех понятный формат, поскольку многие заходят к нам как в магазин, и тут же кипит работа. Мы всегда комментируем — что вот здесь зона рабочая, и проекты здесь незакончены. Но это наш стиль жизни.