Сеп Вербоом (р. 1990), живущий и работающий в Генте, стал дизайнером 2020 года по версии Biennale Interieur, самого важного бельгийского смотра дизайна. Несмотря на то, что биеннале этого года перенесли на следующий из-за пандемии, приз молодому 29-летнему дизайнеру все же вручили. Важно, что наградили Вербоома не за отдельный продукт, а за его социальную деятельность в целом.
По теме: Молодой коллекционный дизайн: 5 имен
Его работа отражает не только взаимодействие с обществом, но и поиск более красивой версии мира в самом широком смысле этого слова. Метод Вербоома продуман и последователен. В какой бы точке земли он ни оказался, Сеп первым делом налаживает контакт с местным сообществом, вникает в особенности локальных ремесел и находит способ объединить традиционные промыслы с социальными или экологическими проблемами данного региона: таким образом создаются коллекции.
Вербоом относится в числу концептуальных дизайнеров, который мыслит глобально. Он стремится к улучшению традиционной индустрии дизайна и создает новые концепции, основанные на чувственной критике. Его желание изменить мир возникло почти случайно: однажды он встретился с политическим деятелем из Себу, одного из городов-побратимов Кортрейка, где он учился на дизайнера. Эта встреча дала ему возможность поехать на Филиппины, где он провел полгода в одном из неблагополучных районов с целью проанализировать стратегию управления городскими отходами. Это исследование приведет к рождению FAN, лампы, сделанной из старых вентиляторов и конструкции из ротанга. Ее производство позволяет поддерживать магазины секонд-хенд, стимулировать занятость и укреплять социальную сплоченность района.
«До 21 года я никогда не покидал Европу, и не имел ни малейшего представления, как налаживать связи с органами местного управления. Ма Нида Кабрера — политик, которая взяла надо мной шефство во время моей стажировки на Филиппинах, водила меня по своему району и подталкивала к размышлениям о стратегии управления отходами. Первый опыт привел меня к сотрудничеству с другими сообществами, и это вдохновило меня на другие проекты. Последние девять лет были для меня лучшей школой. Некоторые из моих однокурсников по институту выбрали курс магистратуры в Кортрейке, а я выбрал весь мир».
Первое путешествие открыло череду следующих: Себ отправляется в Индонезию, Бразилию и Перу, где он применяет свой дизайнерский подход. Таким образом появился ковер Rope Rug, в котором повторно применяется использованная веревка, кресло Aya (созданное на основе забытой техники плетения), серия Jiwi, подчеркивающая важность сертифицированной древесины для населения Перу. Однако Вербоом также ведет активную деятельность и в Бельгии: высокие оценки заслужила его первая коллекция для vol + maakt, где он объединил усилия с мастерами по камню гентской компании Compaan.
«Я совершенно не отношу себя к революционерам. Скорее я реалист. Каждый опыт открывал новые перспективы и подталкивал к понимаю, насколько разной может быть наша реальность в зависимости от того, где мы родились. Этот постоянно меняющийся контекст и возникающие в связи с этим проблемы заставили понять, что нам нужно использовать существующие процессы в по-другому. Дела обстоят не лучшим образом в разных частях света отчасти из-за нашего образа жизни. Но когда вы находите время, чтобы увидеть это, вы неизбежно прощаетесь с ненужными мечтами и возвращаетесь на землю».
«По моему мнению, cитуация, когда дизайнер ограничивается только рисованием предметов и воображает готовые вещи, единственная цель которых — быть проданными, полностью устарела. Результат такого проектирования, возможно, будет модным, но также и эфемерным: к следующей миланской выставке он уже устареет. В принципе, вся схема под условным названием «коллекционный дизайн» предназначена для того, чтобы бросить вызов этой системе, предлагая вместо коммерческого и промышленного дизайна предметы кустарного производства, произведенные в небольших количествах.
Вместе с тем я наблюдаю, что энтузиазм многих людей с годами превращается в движение, предназначенное только для небольшой группы привилегированных людей, где визуальное восприятие имеет приоритет. Поскольку объекты должны быть привлекательными для галерей и потребителей, мы снова возвращаемся к коммерческой системе, и как дизайнер — и я в том числе. Однако я хочу доказать, что мы можем получать прибыль и другими способами».
«Я уверен, что совмещение принципов устойчивости, социальных проблем и прибыли возможно, хоть оно и не очевидно. Сложнее привязать экономическую ценность к этой прибыли, поскольку мы говорим о социальной выгоде, а не о финансовой. Нужны более эффективные производственные линии, более приемлемые и уважительные условия для работников и окружающей среды, разумная диверсификация: это тоже окупается. Все начинается с отношения, которое может привести к продукту — такому, который сохранит свою актуальность в течение долгого времени, принесет пользу и обществу, и образованию, и внесет вклад в устойчивое развитие.»
С этого года Вербоом также преподаете «устойчивое творчество» — новый предмет, появившийся в Гентской академии (KASK). Курс направлен на развитие нового поколения, заинтересованного в социальных и экологических аспектах дизайна. В этой группе желание оказывать влияние на общество и окружающую среду стало практически нормой, что ясно указывает на растущую актуальность этой темы в будущем. Дизайнер отмечает, что в Бельгии, тем не менее, поддержка этого нового поколения дизайнеров не так развита, как в Нидерландах: там существуют субсидии и призы, позволяющие молодым быстрее добиться успеха.
У Вербоома большие планы: он запускает новую платформу Livable.World, где собраны все правила и процессы, помогающие развитию тех проектов, в которых дизайнер принимал участие. Для него это способ поделиться своим видением, и дать четкую схему работы, которой могут пользоваться студенты, коллеги и компании. Также Вербоом планирует организовывать семинары и конкурсы, побуждающих других авторов искать ответы на социальные или экологические проблемы. «Привлекая других людей и объединяя свои сильные стороны, мы пойдем дальше, чем каждый из нас, не говоря уже о том, что выявление апостериори, кто участвовал в проекте, придает ему большую ценность. Только так люди узнают о времени и энергии, затраченных на создание объекта, и научатся более разумно потреблять. Я хочу преобразовать отрасль с нуля».