В музее Triennale Milano проходит ретроспектива классика итальянского и мирового дизайна, Энцо Мари (1932–20 октября 2020). Представлено около 250 его работ; кураторами выступили Ханс Ульрих Обрист и Франческа Джакомелли. Архив Мари планируется передать в дар Милану, однако по условиям дарения его нельзя будет показывать в течение следующих 40 лет. Кураторов Обриста и Джакомелли попросили выбрать девять ключевых работ мастера.
По теме: Энцо Мари об этике дизайна
16 Animali
«Этот игрушечный набор был одним из первых объектов Мари для Danese Milano, — говорит Обрист, — И он был немедленно запущен в производство, несмотря на то, что для него не было рынка, и компания вообще не собиралась выпускать товары для детей. Тем не менее, целое поколение в Италии выросло с этими необычными игрушками. Идея великого и легкодоступного дизайна всегда была основанием его работы, как и идея, что возможность владеть этим дизайном может положительно повлиять на наше отношение к объектам».
Autoprogettazione
«Проект Autoprogettazione — это не только идея демократизации дизайна. Для Мари было важным, чтобы понимание дизайна не ограничивалось узким кругом, — утверждает Обрист, — DIY (Do It Yourself) было чем-то вроде школы дизайна. Это критическое упражнение в дизайне, апофеоз утопического стремления, которое характерно для всех проектов Мари: настоящее прозрение проектной социализации. Поэтому данный эксперимент, оказался скорее самостоятельным проектированием, а не просто воссозданием по образцу». «Идеология Autoprogettazione — это потенциальный инструмент социализированного знания. Мари с его помощью едко реагирует на нашу «цивилизацию отходов» и ее ритуал запланированного устаревания, — добавляет Джакомелли, — Каждый человек, который принимает это приглашение к самостоятельному проектированию, должен не просто копировать модели Мари, но может вносить изменения. Самостоятельно производя предметы мебели, пользователи будут понимать все проблемы, связанные с процессом проектирования, и самостоятельно улучшать свою способность к критике промышленных объектов».
La mela e la farfalla
«Чтобы помочь детям открыть и понять окружающую их реальность, Энцо Мари и Иела Мари, авторы книг «Яблоко и бабочка» и «Яйцо и курица», создали серию иллюстрированных книг о циклах природы. Эти книги, предназначенные для не умеющих читать детей, они не содержат текста. В первом издании они были ровно размером с яблоко, — говорит Джакомелли, — В рамках технологической цивилизации, нарушающей и скрывающей все природные первоэлементы, нарушается и изменяется ритм жизни и циклы. Поэтому, прежде чем разрабатывать какие-либо инструменты обучения, мы должны сначала разработать поэтические метафоры, которые дети смогут использовать для понимания реальности вокруг них, был уверен Мари. В первом издании книги La Mela e la Farfalla нет обложки, поскольку у нее нет ни начала, ни конца — точно так же, как в природном цикле, где сменяется последовательность времен года, рождения, жизни и смерти».
Il giocco delle favole
«По мнению Мари, дизайн для детей всегда должен учитывать значение ритуалов и безудержную фантазию детства, — поясняет Джакомелли, — Для детей создание собственной вселенной с ее особым набором правил, изобретение личного алфавита и создание кодов, необходимых для рассказа о своих системах, — это действия, которые является началом любой эволюции. И которое приведет их как взрослых к новому проекту мира и, возможно, даже нового общества. В этом проекте Мари воссоздает микрокосм повседневной жизни с ее деталями и миниатюрными городами, чтобы научить детей взрослению. Он изобрел безграничную по своим возможностям игру, основанную на свободе и присвоении пространства. Так, собирая свою историю по кусочкам, используя только свое воображение, дети видят, как их творчество проявляется в материальной структуре, похожей на лабиринт или головоломку, наполненные изображениями и символами».
Formosa
«Это идеальный модульный объект. Календарь без дней святых или меняющихся государственных праздников, выходных и будней, порядка расположения месяцев, указывающих на начало и конец года. Он никогда не потребует замены на новый, — говорит Обрист, — Я выбрал его, поскольку живу с ним каждый день. Это вечный календарь, он — навсегда».
Paros
«В разговорах с Мари о его работе в 1960-х годах я узнал о его связи с коммунистами, а также о том, что он всегда считал дизайн политическим по своей сути, — комментирует Обрист, — Я начал понимать, как много измерений имеет его работа: он промышленный дизайнер, дизайнер мебели, художник, автор манифестов и полемист, яростно выступающий против мира промышленного дизайна».
Libreria viaggiante
Ханс Ульх Обрист признается: «Я выбрал этот передвижной книжный шкаф, потому что на самом деле это — книжная выставка, демонстрирующая, как можно мыслить о книгах в пространстве. Как писал Энтони Пауэлл, именно «книги являются главной обстановкой комнаты».
Putrella
«Это был первый дизайн-проект Мари, — комментирует Джакомелли, — Его исследования в дизайне начинались с экспериментов с полуфабрикатами; в частности, с конструкционной сталью и профилями из чугуна. В серии Ferri Saldati экономичное качество технологии определяло обработку материала: машинная резка профилей листовых конструкций и сварка деталей вручную без устранение дефектов и заусенцев. Мари хотел сделать из очевидного несовершенства — латунного сварного шва — декоративный элемент, то есть превратить его в свою противоположность. В серии Putrella Мари исследовал железные профили. Формальные комбинации и функциональные решения были вдохновлены формами, полученными из различных секций: это как раз та самодостаточность полуфабрикатов, которую Мари хотел выделить. Одной из таких моделей была Putrella: железная двутавровая балка, которую незначительным вмешательством дизайнера превратили в чашу».