Архитектор Катерина Виноградова: чтобы достичь совершенства — нужно взять за основу что-то грубое
6 ноября 2020 г.
Катерина Виноградова, основательница архитектурной студии Re стала автором экспозиции выставки «Придумано и сделано в России» во Всероссийском музее декоративного искусстваНазвание студии Re Катерины Виноградовой — сокращенное от REspect. Особо подчеркивается, что уважение — основа практики архитектора. Уважение к окружающей среде, архитектурным канонам, культуре, истории, природе, к пространству и личности. Экспозиция выставки участников конкурса «Придумано и сделано в России» также выстроена с максимальным вниманием к каждому объекту выставки, их деталям и текстурам.
По теме: Архитектурная студия RE: квартира для семьи Монгайт
Крафт, страх и фольклор
Концепция выставки основана на сочетании двух контрастных принципов, которые, однако, служат одной цели – подчеркнуть богатство и разнообразие культурны русского ремесла. Первый принцип, реализованный в первом зале, — «Возвращение к истокам». В эпоху глобализации, индустриализации и унификации ремесло обретает новый смысл. Больше ценятся уникальные предметы дизайна, хранящие тепло человеческих рук. Сколы и несовершенства крафтового изделия отражают неидеальность жизни.
Поэтому и в проекте экспозиции мы старались передать идею возвращение к ремесленности. Исторически первые материалы, применяемые для создания предметов искусства — это глина, натуральный камень, дерево. Их мы и использовали в выставке. В терракотовых залах первого этажа буквально чувствуются тепло и запах обожженной глины. Цвет влечет широкий ряд ассоциаций: гончарный круг, шершавый керамический кувшин с деревенским молоком, тепло, уют, спокойствие...
Для постаментов используются блоки из бетона: они олицетворяют эволюцию строительных технологий, индустриализацию и унификацию. На грубом и необработанном материале с типовым размером, изготовленным машинным способом, выставлен предмет, созданию которого посвящены долгие часы кропотливого труда, часто бережно покрытый лаком, который говорит о внимании и любви человека.
Экспозиция второго этажа построена по совершенно иному принципу. Здесь важным было создание камерной атмосферы. В отличие от уютного пространства первого этажа, второй отражает таинственность и определенную жестокость русского фольклора. Черный цвет — традиционный фон сказочных мотивов русского фольклора, достаточно вспомнить иллюстрации Билибина, Палехскую роспись. В сюжетах русских сказок жестокость не завуалирована. Страх, как и любое другое чувство, не прячется и табуируется — он является частью жизни, обостряет эмоции и восприятие реальности. Черный цвет выигрышно подчеркивает таинство экспозиции. Традиционный прием сочетания темного фона с золотистыми и серебряными орнаментами контрастирует с ультрасовременными элементами дизайна, рассказывая о преемственности русской культуры.
В зале собраны самые фактурные экспонаты выставки. Черный цвет помогает наиболее выигрышно подчеркнуть объем, материал и цвет предметов. Некоторые стенды выполнены из сколотых бетонных блоков, что олицетворяет вечный поиск идеала, творческий процесс создания скульптуры, здания, любого произведения искусства. Чтобы достичь совершенства, тонкости линий, изящности — нужно взять за основу что-то грубое и неотесанное, приложить усилия и фантазию, труд и время, внимание. Разбитые блоки из бетона — метафора силы человека, которую можно направить, как в созидание, так и на разрушение.
Сделать дизайн ближе
Главной целью было объединение разнообразных экспонатов единой визуальной темой, грамотное распределение экспонатов по залам, чтобы наиболее выгодно подчеркнуть их уникальность. Помогло преимущество самого пространства — историческая архитектура здания, двустворчатые окна с деревянными рамами, которые мы намеренно не стали закрывать стендами. Благодаря этому удалось обыграть классическую музейную историю с анфиладой и естественным освещением.
Чтобы подчеркнуть уникальность объектов, использовались различные приемы. Маленькие глянцевые предметы, к примеру посуда, выставлены на стендах из грубого бетона с необработанной поверхностью. Этот контраст материалов подчеркивает хрупкость и тонкость работ дизайнеров. Также мы сознательно отказались от использования стеклянных витрин для объектов выставки: это позволило разрушить барьер между искусством и человеком, сделать предметы ближе и доступнее.
Об источниках вдохновения
Когда мы работали над созданием выставки, то вдохновлялись творчеством минималистов — таких, как американец Карл Андре. Этот художник делал акцент на отношении места и зрителя, стремился свести словарь скульптуры к базовым формам: квадратам и кубам, линиям и диаграммам. Его композиции лежат в смысловом пространстве между бытием идей и тестированием границ физического присутствия.