TEFAF Online — одна из осенних виртуальных активностей, заметно усиливающихся на арт-рынке. Их цель: если не полностью, то частично заменить офф-лайн мероприятия, организация которых стала невозможной во время пандемии. Напомним, что TEFAF ( The European Fine Art Fair) — одна из лучших мировых художественных ярмарок, сильно пострадавших от пандемии. TEFAF Maastricht, была закрыта в начале марта 2020 года после того, как несколько участников получили положительный результат теста на коронавирус.
По теме: Сокровища TEFAF: что покупают богатые коллекционеры
298 галерей приняли участие в дебютной онлайн-итерации ярмарки (1-4 ноября), заменившей сессию в Нью-Йорке. На новой онлайн-ярмарке были представлены различные цифровые изыски, в том числе функция живого чата и виртуальное программирование. К счастью для дилеров, риск участия в этих мероприятиях довольно низкий. TEFAF не взимает плату с экспонентов, в отличие от Art Basel, которая взимает плату с участников онлайн-просмотра в размере 5 400 долл. Известный своими строгими стандартами, TEFAF также включил профиль проверки, где каждый предлагаемый объект проверяется в Реестре утраты произведений искусства, частной базе данных украденного искусства.
На новой TEFAF Online каждый торговец выбирал один предмет для представления коллекционерам. Это сложное упражнение не только позволяет шедевру выделяться среди сотен предложений, но, безусловно, указывает на тенденции рынка.
В декоративном искусстве есть три лозунга: редкость, драгоценность и родословная. Поэтому все, что отвечает сразу трем признакам заведомо притягивает глаз. Например, журнальный столик 1972 года из стали и оргстекла с элегантной лакированной столешницей из орехового капа — выбор галереи Demish Danant для TEFAF Online. Этот вариант стола Nuage Ги де Ружмона существует всего в трех или четырех экземплярах, и все они созданы для одного и того же клиента: парижского декоратора Анри Самуэля, которого помнят как «декоратора Ротшильдов». Галерея, увлеченная 70-ми акцентирует наше внимание на эклектичной роскоши, сменившей упражнения в модернизме.
Сектор коллекционного дизайна становится все значимее, отмечают организаторы. Десять лет назад было шесть галерей, В 2017 году — 17. Галерея Kreo (Париж) остановила свой выбор на огромной вазе из резного фарфора весом более 60 кг. Автор технологического подвига — голландка Белла Йонгериус, неутомимый исследователь цвета и света в дизайне.
Commode Column Этторе Соттсасса — выбор нью-йоркских дилеров Friedman Benda. Предмет 1960-х годов из дуба, клена и лакированного металла предваряет Memphis, основанной Соттсассом в 1980 году. Мебель сделана руками Ренцо Бругола, плотника и друга дизайнера. Это «родословная-мечта», случай, когда происхождение произведения — главный актив. По мнению многих экспертов, провенанс становится все более важным при принятии решения о покупке дизайнерской вещи.
Рейтинги коллекционного дизайна растут, все больше предметов попадают в крупные частные коллекции, а значит родословная будет все более и более необходимой. Один из деликатесов был представлен в галерее Vallois. Это кресло Ариана-Альбера Рато из резного дуба, сделанное в период между 1920 и 1922 годами для парижского особняка Жанны Ланван.
Время обращается к «великолепному вкусу», к этому стремлению к совершенству, экстраординарному, даже возвышенному, хорошо иллюстрируется интересом декораторов к древнегреческим или римским статуям. На TEFAF Online их предлагали галереи Chenel (Париж), Plakton (Рим) и Cahn (Базель). Возвращение к классическому стилю можно увидеть и в больших креслах Андре Арбюса 1940-х годов (галерея Chastel-Maréchal, Париж), с подлокотниками, украшенными иератическими бронзовыми бюстами.
В прошлом прямые трансляции глобальных арт-ярмарок обычно приводили к гарантированному потоку продаж в день открытия. Но последнее издание TEFAF показало, что продажи раритетов осуществляются сегодня гораздо медленнее. Сделка часто завершается в течение недель и месяцев после ярмарки.
Из самых заметных успехов во время VIP-превью — американская Di Donna Galleries продала полотно датского художника Вильгельма Хаммерсхёи «Интерьер с стоящей женщиной» (1913) частному европейскому коллекционеру за 5 млн долл. За пятнадцатилетний период владения картина выросла в цене на 612 процентов.
Появились дилеры, которые понимают, что в online надо добиваться успеха благодаря визуальным эффектам. Лондонский антиквар ArtAncient обратился к дизайнерской фирме для создания VR-клипа ради продажи мраморного бюста Геркулеса в позднем эллинистическом стиле. А позже рассказал о продаже скульптуры по семизначной цене.
Лондонская галерея Colnaghi сообщила о проявлении интереса со стороны американских институтов и коллекционеров к римской столешнице конца XVI века. Для продвижения объекта дилер также заказал видеоролик, посвятив его технике pietra dura.
«TEFAF Online оказался выдающимся опытом для более чем 30 тысяч любителей искусства и коллекционеров, которые посетили ярмарку со всего мира, что привело к заметным продажам и коммуникациям», — прокомментировала Шарлотта ван Леердам, управляющий директор TEFAF.