Мартин Виссер (Martin Visser, 26.01.1922 — 23.10.2009) — дизайнер мебели, стоявший у истоков голландской мебельной индустрии, он всю жизнь руководствовался девизом «на службе личности и общего блага». Он, одним из первых, сделал функционалистскую эстетику модной, а современный дизайн — прибыльным бизнесом. И в этом ему помогала одна страсть: авангардист и минималист Виссер был всю жизнь коллекционером произведений искусства.
Виссер коллекционировал COBRA, Ансельма Кифера, Дэна Флавина, Ричарда Лонга, Панамаренко, Кита Харинга и др. Больше всего его интересовали молодые и перспективных художники своего времени. Более 400 работ из его художественного собрания хранится в музее Крёллер-Мюллер, расположенном вместе с прекрасным парком скульптур в голландском Оттерло.
По теме: Геррит Ритвельд: изобретатель кресел и домов
Мартин Виссер начал заниматься дизайном в совсем юном возрасте. Его карьера началась в универмаге De Bijenkorf. А с 1955 года он уже стал руководителем производства и дизайна 't Spectrum. Для этой компании Виссер на протяжении многих лет разработал множество предметов. Когда Виссер начинает свое сотрудничество с фабрикой Spectrum Bergeijk, он сразу создает широкую сеть, куда входят художники, его бывшие клиенты и коллеги по работе в универмаге De Bijenkorf, а также дизайнеры мебели. У него есть определенное видение того, как должен выглядеть интерьер: вместе с женой Мией начинает активно интересоваться и приобретать произведения искусства, относящиеся к авангардному движению COBRA, существовавшего с 1948 по 1951 годы.
Виссер начинает свою работу в Бергейке с той же энергией, что и в Бийенкорфе. Он создает новые проекты один за другим и налаживает производство 't Spectrum. Он вспоминает: «После войны было тяжелое время. В 't Spectrum любили обычные деревянные табуреты, но я в 1950-х годах ориентировал компанию на функционализм, и он сыграл свою новаторскую роль».
Виссер применил любопытный подход: он предпочитал собирать мебель из частей, которые поставляют относительно небольшие фирмы — таким образом он создал крупное производство с большими возможностями по кастомизации продуктов. В интервью журналу Goed Wonen Виссер объясняет: «Чтобы создать один предмет мебели, мы иногда работаем с четырьмя или пятью поставщиками. Также мы предусмотрели возможность для клиентов, чтобы детали мебели (как столешница) могли быть изготовлена из различных материалов».
Уже к 1956 году в программе 't Spectrum было 26 различных мебельных проектов работ самого Мартина Виссера, а также Хайна Штолле, Константа Ньивенхейса, Фрисо Крамера, Эльмара Берковича и Бенно Премсела. «Некоторые модели оказывались настолько удачными, что руководство даже предлагало изменить дизайнерский контракт и снизить его процентную долю на число проданных экземпляров».
Можно сказать, что и в сфере промышленного дизайна Виссер действовал как коллекционер. У него было чутье на талант: он без устали искал дизайнеров, эклектично смешивал их произведения в одной коллекции — определяющим был дух свободы и открытость новому. Например, в сотрудничестве с Диком Ван дер Нетом из компании Nebato, занимающейся обработкой стали, он разрабатывает различные механизмы складывания для диванов-кроватей и конструкции для сварки под прямым углом из тонких круглых труб. Он не останавливается на ограниченном выборе материалов: например, кресло Cato, помимо традиционной обивки, было сразу выпущено в варианте седельной кожи.
Почувствовать то, как Виссер видел идеальный дом, можно в его собственной резиденции в Бергейке, которую спроектировал Геррит Ритвельд, а позже достроил Альдо ван Эйк. Сначала он просил построить виллу Альдо ван Эйка, но тот отказался, поскольку у Виссеров не было достаточно средств для воплощения всех замыслов архитектора. Тогда Мартин обратился к Ритвельду, имевшему отличный опыт работы с небольшими по площади частными домами и маленьким бюджетом их хозяев.
Позднее Ван Эйк, который все же принял участие в создание этого архитектурного шедевра, пишет о проекте Ритвельда: «Это дом для коллекционера, который страстно хотел видеть вокруг себя картины. Но здесь стремление к чистоте победило все: здесь так красиво, что ни одна картина не должна здесь висеть. Стены визуально настолько значимы, что картины нужно хранить подальше». В 1968 году ван Эйк создает круглую пристройку к дому, которая закрыла угол между жилой и спальной зонами. Получился дом с большим стеклянным фасадом, выходящим в лес.
В 1970-е и 1980-е годы Виссер увлекается мебелью из алюминиевых труб. Поводом для экспериментов послужили остатки труб, использованных американским художником Солом Левиттом, когда он работал в Бергейке. Эти трубы стали основой для серии столов (Sofie, Eva, Carol) — они производились компанией 't Spectrum, которая возродилась к тому времени после многолетнего перерыва. Со временем Виссер все больше мигрировал в сторону экспериментального дизайна, который был ему интересен. Все эти вещи были представлены на выставке Martin Visser: collector, designer, free spirit в Маастрихте (2012 г.). «Коллекционер, который всегда выходил за рамки», — так называли Виссера его современники.