Мартин Виссер: дизайнер и коллекционер

27 ноября 2020 г.

Мартин Виссер фото

Мартин Виссер (Martin Visser, 26.01.1922 — 23.10.2009) — дизайнер мебели, стоявший у истоков голландской мебельной индустрии, он всю жизнь руководствовался девизом «на службе личности и общего блага». Он, одним из первых, сделал функционалистскую эстетику модной, а современный дизайн — прибыльным бизнесом. И в этом ему помогала одна страсть: авангардист и минималист Виссер был всю жизнь коллекционером произведений искусства.

Виссер коллекционировал COBRA, Ансельма Кифера, Дэна Флавина, Ричарда Лонга, Панамаренко, Кита Харинга и др. Больше всего его интересовали молодые и перспективных художники своего времени. Более 400 работ из его художественного собрания хранится в музее Крёллер-Мюллер, расположенном вместе с прекрасным парком скульптур в голландском Оттерло.


По теме: Геррит Ритвельд: изобретатель кресел и домов

Мартин Виссер начал заниматься дизайном в совсем юном возрасте. Его карьера началась в универмаге De Bijenkorf. А с 1955 года он уже стал руководителем производства и дизайна 't Spectrum. Для этой компании Виссер на протяжении многих лет разработал множество предметов. Когда Виссер начинает свое сотрудничество с фабрикой Spectrum Bergeijk, он сразу создает широкую сеть, куда входят художники, его бывшие клиенты и коллеги по работе в универмаге De Bijenkorf, а также дизайнеры мебели. У него есть определенное видение того, как должен выглядеть интерьер: вместе с женой Мией начинает активно интересоваться и приобретать произведения искусства, относящиеся к авангардному движению COBRA, существовавшего с 1948 по 1951 годы.

Мартин Виссер работы фото
Два хита Виссера: кресло SZ02 и диван диван BR02, 't Spectrum
Мартин Виссер работы фото
Реклама дивана BR02. Сегодня облик этой новаторской модели многократно повторен в сотнях раскладных диванов.  

Виссер начинает свою работу в Бергейке с той же энергией, что и в Бийенкорфе. Он создает новые проекты один за другим и налаживает производство 't Spectrum. Он вспоминает: «После войны было тяжелое время. В 't Spectrum любили обычные деревянные табуреты, но я в 1950-х годах ориентировал компанию на функционализм, и он сыграл свою новаторскую роль».

Мартин Виссер работы фото
Модульный комод KW63 Bornholm, 1956, 't Spectrum

Мартин Виссер работы фото
Cкамья-лежак из реек. BZ82. 1965. ‘t Spectrum

Мартин Виссер мебель фото
Пара кресел SE06

Мартин Виссер работы фото
Скамья BZ68, 1969.  

Мартин Виссер мебель фото
Стул для столовой. SE06

Виссер применил любопытный подход: он предпочитал собирать мебель из частей, которые поставляют относительно небольшие фирмы — таким образом он создал крупное производство с большими возможностями по кастомизации продуктов. В интервью журналу Goed Wonen Виссер объясняет: «Чтобы создать один предмет мебели, мы иногда работаем с четырьмя или пятью поставщиками. Также мы предусмотрели возможность для клиентов, чтобы детали мебели (как столешница) могли быть изготовлена из различных материалов».

Мартин Виссер работы фото
Стул SE03, 1966-1969. 't Spectrum. Centraal Museum Utrecht / Adriaan van Dam

Мартин Виссер работы фото
Стул SE20, 1988
Мартин Виссер мебель фото
Обеденный стол. 1960-е. 't Spectrum
Мартин Виссер мебель фото
Стул SE69. 't Spectrum.
Мартин Виссер мебель фото
Кресло Tanabe. 1960-1969. 't Spectrum
Мартин Виссер работы фото
Стол Petalo II, 1990. 

Мартин Виссер работы фото
Стол Rollo, 1991.

Уже к 1956 году в программе 't Spectrum было 26 различных мебельных проектов работ самого Мартина Виссера, а также Хайна Штолле, Константа Ньивенхейса, Фрисо Крамера, Эльмара Берковича и Бенно Премсела. «Некоторые модели оказывались настолько удачными, что руководство даже предлагало изменить дизайнерский контракт и снизить его процентную долю на число проданных экземпляров».

Мартин Виссер работы фото
Коллекция мебели Виссера : в центре — один из самых интригующих объектов Виссера, стол Abusir (1965).

Можно сказать, что и в сфере промышленного дизайна Виссер действовал как коллекционер. У него было чутье на талант: он без устали искал дизайнеров, эклектично смешивал их произведения в одной коллекции — определяющим был дух свободы и открытость новому. Например, в сотрудничестве с Диком Ван дер Нетом из компании Nebato, занимающейся обработкой стали, он разрабатывает различные механизмы складывания для диванов-кроватей и конструкции для сварки под прямым углом из тонких круглых труб. Он не останавливается на ограниченном выборе материалов: например, кресло Cato, помимо традиционной обивки, было сразу выпущено в варианте седельной кожи.

Мартин Виссер работы фото
Дом Мартина Виссера: он был страстным коллекционером искусства и дизайна, и жил среди вещей своей коллекции

Мартин Виссер мебель фото
Стол TE27. 1987. 't Spectrum

Почувствовать то, как Виссер видел идеальный дом, можно в его собственной резиденции в Бергейке, которую спроектировал Геррит Ритвельд, а позже достроил Альдо ван Эйк. Сначала он просил построить виллу Альдо ван Эйка, но тот отказался, поскольку у Виссеров не было достаточно средств для воплощения всех замыслов архитектора. Тогда Мартин обратился к Ритвельду, имевшему отличный опыт работы с небольшими по площади частными домами и маленьким бюджетом их хозяев.

Мартин Виссер работы фото
Дом Мартина Виссера

Позднее Ван Эйк, который все же принял участие в создание этого архитектурного шедевра, пишет о проекте Ритвельда: «Это дом для коллекционера, который страстно хотел видеть вокруг себя картины. Но здесь стремление к чистоте победило все: здесь так красиво, что ни одна картина не должна здесь висеть. Стены визуально настолько значимы, что картины нужно хранить подальше». В 1968 году ван Эйк создает круглую пристройку к дому, которая закрыла угол между жилой и спальной зонами. Получился дом с большим стеклянным фасадом, выходящим в лес.

Мартин Виссер мебель фото
Журнальные столики Tvello.  1956. ‘t Spectrum

Мартин Виссер работы фото
Один из самых известных объектов Виссера — диван BR02 (1958) в обивках Christian Lacroix

В 1970-е и 1980-е годы Виссер увлекается мебелью из алюминиевых труб. Поводом для экспериментов послужили остатки труб, использованных американским художником Солом Левиттом, когда он работал в Бергейке. Эти трубы стали основой для серии столов (Sofie, Eva, Carol) — они производились компанией 't Spectrum, которая возродилась к тому времени после многолетнего перерыва. Со временем Виссер все больше мигрировал в сторону экспериментального дизайна, который был ему интересен. Все эти вещи были представлены на выставке Martin Visser: collector, designer, free spirit в Маастрихте (2012 г.). «Коллекционер, который всегда выходил за рамки», — так называли Виссера его современники.

Концентрация красоты у нас в Pinterest