Грета Магнуссон Гроссман (1906–1999) — пионер модернизма как в Швеции, так и в Калифорнии. Она долго оставалась в тени, и только сегодня получила заслуженное признание как одна из востребованных архитекторов, интерьерных и промышленных дизайнеров середины прошлого века. Гроссман оставалась звездой дизайна в Калифорнии до конца своей жизни. Ее вещи покупали для себя Ингрид Бергман, Грета Гарбо и Фрэнк Синатра.
По теме: Моника Форстер: скандинавский дизайн, каким мы его любим
Она работала на двух континентах, в Европе и Северной Америке, и была первой женщиной, получившей награду Шведского общества промышленного дизайна. Почти двадцать лет Гроссман оставалась единственной женщиной-архитектором, возглавлявшим частную практику в Южной Калифорнии. Талант Греты был очевиден с юности. Выросшая в Швеции в 1920-х годах, Гроссман оказалась не по годам развитым подростком. Она бросила вызов всем ожиданиям семьи и занялась столярным делом, преимущественно мужской профессией, настояв на том, чтобы пойти учиться в Стокгольмскую школу промышленного дизайна.
Позже, находясь под сильным влиянием функционализма, Гроссман посетила новаторское поселение Вайссенхоф. Она без устали путешествовала и изучала новейшие течения: известно, что Гретта была активным участником дискуссий передовых архитекторов в ресторане Motta в Милане, главном месте встречи миланского мира искусства и дизайна. Там же она подружилась с Джо Понти.
Завершив стажировку в Швеции, в 1933 году она открыла Studio — магазин и мастерскую, где представляла промышленный дизайн, дизайн интерьеров и архитектуру. В том же году Магнуссон вышла замуж за джазового музыканта Билли Гроссмана. Ее студия стала самым популярным местом встречи креативного класса.
В 1940 году, в начале Второй мировой войны, пара эмигрировала в Соединенные Штаты. Поселившись в Лос-Анджелесе, Гроссман открыла магазин на Родео-Драйв. Подчеркивая ее шведское наследие, на ее визитных карточках было написано просто «Грета Магнуссон Гроссман: шведский дизайнер», чтобы привлечь американских клиентов, которые были восхищены скандинавским стилем после успешной презентации шведского модернизма на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1942 году к Гроссман обратился владелец Barker Brothers, мебельной компании в центре Лос-Анджелеса — он хотел, чтобы архитектор проектировала эксклюзивные предметы на заказ. В ее работах для этой фирмы идеально сочетаются скандинавская простота и голливудский стиль, современные линии и мягкие изгибы. Первые проекты светильников были созданы Гроссман именно для Barker Brothers, но позже компания передала производство ламп на аутсорсинг.
В течение следующего десятилетия Гроссман сотрудничает сразу с несколькими фирмами, но вещи, созданные для Glenn of California, возможно, являются ее самыми сложными и известными. В этих работах объединяются классические и новые материалы, чтобы создать игривые и асимметричные композиции в непринужденном духе Западного побережья.
Модернистский стиль Гроссман никогда не был холодным и монохромным. Однако в Лос-Анджелесе он обрел новые черты: в нем объединились любовь к цвету, текстуре и декор, свойственный ярким и открытым пространствам Южной Калифорнии. Дизайнер охотно проектировала большие, просторные гостиные, служившие пространством для обедов, развлечений и работы. Но при этом она оставляла спальню уединенным убежищем. Грета создавала дома комфортные и практичные, уделяя большое внимание вместительным, многофункциональным кухням.
Ни одному архитектору нельзя позволять проектировать кухню, если только он не вел домашнее хозяйство в течение нескольких месяцев. Умоляю, держите женщин подальше от «рациона-лизированных» кухонь с дорогой и модной техникой, но без приличных шкафов для того или другого.
Грета Гроссман
Гроссман быстро сделала себе имя на архитектурной сцене Лос-Анджелеса, где доминировали мужчины. Она утверждала, что «работа архитектора-женщины держит сообщество в напряжении, однако ей нужно быть все время на шаг впереди». В течение двух десятилетий (с 1940 по 1960 годы) она была единственной женщиной-архитектором в Лос-Анджелесе, у которой была независимая практика. Она построила здесь 14 резиденций, создавая дома, которые «отличались крошечными размерами и легкостью формы и часто идеально балансировали на краю склона.
Самыми знаковыми продуктами, созданными Гроссман после переезда в Лос-Анджелес, были торшер Grasshopper и лампы Cobra. Модель Grasshopper, представленная в 1947 году, состоит из алюминиевого конического плафона, опирающегося на трубчатую стальную подставку в виде штатива, и до сих пор остается ее самой популярной конструкцией. Лампа Cobra получила награду за лучший дизайн 1950 года и была выставлена в MoMA. Формы мебели Гроссман — органические, что подчеркивалось их названиями, часто заимствованными из природной среды.
Ревизия дизайнерского наследия Гроссман проводилась неоднократно. Одной из самых заметных выставок стала ретроспектива, организованная R & Company: выставка была посвящена карьере Греты Магнуссон Гроссман в Калифорнии. Здесь был выставлен ряд редких дизайнов и рисунков, иллюстрирующих объединение скандинавского дизайна с духом SoCal — в этом периоде ее творчества отразился ее новый взгляд на модернизм. Сейчас Гроссман известна как одна из ключевых фигур в определении эстетики модернизма.