Пол МакКобб (Paul MacCobb, 5 июня 1917 — 10 марта 1969) — один из ведущих американских дизайнеров середины XX века. Красавец МакКобб был дизайнером для среднего класса, который с изяществом обставлял и новостройки послевоенных кварталов, и богатые пригороды, где селились удачливые бизнесмены. Его дар производить отличное качество по разумной цене не имел себе равных.
По теме: Архитектор Ээро Сааринен: яркая комета послевоенного дизайна
В свое время он был так же знаменит, как Имзы, — а может, и больше. Его линии мебели, которым уже больше 70 лет, выдержали испытание временем — Пол сумел добиться от предметов ощущения невесомости. Он хорошо разбирался в пропорциях и освоил модульность задолго до того, как Ikea пришла в США. «Я проектирую вещи для комнат, а не для пылесосов, — говорил он. — Форма и линия контролируются очевидной потребностью в простоте».
МакКобб родился в пригороде Бостона, и с юности увлекался проектированием. Он посещал уроки рисования и самостоятельно учился дизайну. Поработав мастером витрин в Бостоне, он некоторое время служил в камуфляжном корпусе Инженерного корпуса армии США во время Второй мировой войны. В 1945 году он основал независимую студию в Нью-Йорке и стал разрабатывать мебель, текстиль и предметы декора для множества компаний. В некоторых из них он даже стал совладельцем. Его интересовало все: дизайн обоев, посуды, освещения, телевидения и небольших приборов.
МакКобба вдохновляли мебель в стиле «виндзор» и «шейкер». Он взял типичные узнаваемые силуэты обоих направлений, но значительно упростил их, обновив пропорции и детали. МакКобб говорил: «Привлекательность дизайна основана на целостности формы, строгости линий и истинной органической функции». Больше всего он ценил изысканную форму и функциональность вещей.
Его желание создать что-то по-настоящему художественное, что могло бы быть оценено всеми, переросло в создание одной из самых продаваемых линий современной мебели 1950-х годов. Феноменальный успех пришел к нему с выпуском серии Planner в 1950 году. Простые и тонкие изделия, основанные на свежем сочетании материалов: березы, клена и металла, подходили к довольно тесным интерьерам послевоенных домов и выглядели хорошо со всех сторон — их можно было разместить в любом месте комнаты. Низкие цены Planner сделали его аналогом Ikea своего времени — это была самая продаваемая коллекция мебели в США с 1950 по 1962 год.
Однако в отличие от Ikea, с которой серия Planner никогда не могла сравниться по доступности, но намного превосходила по качеству, мебель МакКобба была ориентирована прежде всего на молодых потребителей. Как следует из названия, можно было начать с нескольких предметов, а затем добавлять к ним новые объекты, при этом каждое из них гармонично вписывался в обстановку. Или клиенты могли выбирать среди более дорогих линий МакКобба, Directional и Widdicomb, которые он модернизировал с помощью специальной отделки и материалов (орех и латунь).
Его многочисленные таланты и продуктивность сделали дизайнера узнаваемым: спрос на его вещи рос, и уже к середине XX века Маккобб был одним из самых востребованных и популярных дизайнеров. Конечно, он должен был появиться на знаменитой фотографии для журнала Playboy 1961 года, где ведущие дизайнеры мебели — Имз, Нельсон, Уормли, Бертойя, Сааринен и Рис — позируют со своими стульями (быть промышленным дизайнером в те дни считалось модным и сексуальным) — однако на момент съемки МакКобб не вышел из своего номера, поскольку накануне перебрал на вечеринке.
В 1957 году магазин Bloomingdale’s представил 15 «комнат» МакКобба, в которых в общей сложности было 348 предметов. Тогда выставка произвела фурор, а покупатели мебели восторженно сообщали корреспондентам The New York Times: «Мы относимся к мебели Пола как к сахару в продуктовом магазине — это основной продукт питания».
Серия стульев Faceted Form, разработанная в 1959 году, состоит из сиденья из формованного стекловолокна и различных оснований. Некоторые называют его Origami, но серия получила название Faceted: она основана на естественных явлениях клеточного образования: искусственных структурах, таких как геодезический купол. Модели включают вращающееся кресло, штабелируемое кресло и кресло с основанием в виде паука. В письме, датированном 1960 годом, от директора по продажам Directional Contract Furniture Group, стул описывается как «важный вклад в создание сидений — это совершенно новая концепция проектирования».
В 1960-х МакKобб работал консультантом по дизайну интерьеров для корпораций Columbia Records, Singer Manufacturing Company, Bell & Howell Company и Alcoa Aluminium Corporation. Его работы занимали видное место на выставках Good Design (1950–1955), и он получил награды MoMA Good Design в 1950, 1951, 1953 и 1954 годах. Cегодня его работы представлены в музейных собраниях Cooper Hewitt, MoMA, Brooklyn Museum of Art и других.
Маккобб был харизматичным, но вспыльчивым. В бизнесе он выстраивал довольно агрессивные деловые отношения. Когда он умер в возрасте 51 года из-за осложнений, связанных с гипертонией, последовал долгий период забвения. Интерес к его наследию вернулся в 2016 году, когда датско-американская компания Form Portfolios, приобрела права на переиздание его вещей.
Поклонники творчества МакКобба, в числе которых много коллекционеров, обустраивают целые дома его мебелью и аксессуарами середины прошлого века, а также переизданиями его дизайна — некоторые серии производит Fritz Hansen (вещи Planner) и Karakter, а мягкую мебель недавно выпустил Ralph Pucci. В 2019 году компания de Padova представила кресло Wingback — возрожденную модель 1956 года.
Джонатан Голдштейн, историк и биограф МакКобба, утверждает: «Я сомневаюсь, что сегодня МакКобб смог бы добиться выпуска такой экономичной мебели, как это было в 1950-х годах». Имелось ввиду, что успеху и экономичности знаменитых серий способствовали низкие затраты на материалы и рабочую силу, а также маркетинговый успех, основанный на славе МакКобба — ведь в его время многие дизайнеры были брендами.