В просторных гостиных-столовых почетное место занимают великолепные столы, размером и роскошью исполнения соответствующие пространству. Складные модели не актуальны — их заменяют стационарные, ключевым свойством которых, помимо большого формата, является скульптурность. Традиционные столы на четырех ножках — редкость, фантазия дизайнеров простирается гораздо дальше: Патрисия Уркиола, например, придумала для Molteni&C стол Asterias в форме кактуса, это же растение дало ему название. В центре внимания большинства проектировщиков — основание: авторы придают ему сложную конфигурацию, изыскивают небанальные отделки. Но и столешницы впечатляют: так, в модели Revenge бренда Visionnaire она выглядит как декоративное панно — дизайнер Алессандро Ла Спада создал инкрустацию из пяти видов камня.
Ценится контраст материалов. Самые распространенные металл-камень, дерево-камень, дерево-металл. Компания Baxter в модели Lagos cочетает редкий гранит, добытый в Патагонии, с состаренной латунью, Costantini Pietro дерево с полированной до зеркального блеска сталью, Philipp Selva состаренную бронзу и американский орех. Natuzzi использует дерево со стеклом; преимущество столешницы из прозрачного стекла в том, что оно позволяет хорошо рассмотреть красивую опору. Помимо контраста материалов интересно противопоставление массивного и хрупкого — как в модели Mad Марселя Вандерса для Poliform.
Важный тренд — вариативность: одна и та же модель выпускается в разных версиях. Например, Porada выпускает модель Infinity с овальной, круглой или прямоугольной столешницей в разных размерах. Паола Навоне и компания Gervasoni предлагают стол Next, в котором основание изготовлено из литого полированного алюминия, а вот столешницу можно выбирать: в ассортименте ламинат HPL с декором, каррарский мрамор, американский орех, дуб, а также лак — белый, серый, черный или оттенка Air Force Blue. Фабрика Neutra Design свою великолепную модель Leaf предлагает в восьми сортах камня на выбор, а Citco — не только в разных породах мрамора, но также в женской и мужской версиях: Hadriana и Hadrian различаются формой основания. Автор этой выразительной модели — звездный архитектор Норман Фостер. Ферруччо Лавиани для коллекции Brique фабрики Emmemobili, изготовленной из дуба, разработал 11 вариантов тонировки, среди которых есть как привычные натуральные, так и совершенно не характерные для дуба синий, зеленый и пр.
Искомая скульптурная форма хорошо удается в податливых композитах и полимерах. Заха Хадид создала для бренда Sawaya & Moroni яркую модель в литом полиуретане (она стала одной из последних работ великого архитектора, ушедшего из жизни в прошлом году). Desalto применяет полиуретан в пяти различных фактурах, среди которых самым актуальным стоит признать покрытием из нанесенного вручную цемента — этот материал признан сегодня одним из самых модных.
Мода на ремейки коснулась и столов: иконы дизайна XX века перевыпускаются в новых версиях, адоптированных к требованиям нашего времени. Интересна судьба модели Пьеро Боттони: стол Fenice («Феникс»), созданный архитектором в 1936 году из бетона, первая модернистская модель столь крупного размера, сегодня изготавливается компанией Zanotta в материале Polimex® с цементно-акриловым покрытием. Сверху нанесена нанотехнологичная защита на основе диоксида титана.