Он создает красоту по всему миру — от частных домов коллекционеров современного искусства до сенсационных ресторанов, таких как Hélène Darroze в Лондоне. Для проектов Пьера Йовановича характерна сдержанная элегантность — она пронизывает все его работы. Его одноименной фирме, Pierre Yovanovitch Architecture d’Interieur — в 2021 году исполняется 20 лет. Йованович рассказывает о том, что его вдохновляет, каким он видит будущее, и называет имена самых модных, на его взгляд, архитекторов прошлого.
По теме: Пьер Йованович: архитектор-кутюрье
Меньшее количество и лучшее качество
Я искренне надеюсь, что общество будет еще больше заботиться об устойчивом развитии и его качестве. Нам нужна осторожность в избавлении от вещей — и ради красоты, и ради самой планеты. Нынешняя эпоха и текущие события все чаще напоминают о том, что нужно вернуться к умеренности. Стремиться обладать меньшим количеством и лучшим качеством. Подлинность материалов, ручная работа и отделка, которую мы используем в бюро, а также универсальность дизайна как раз и призваны обеспечить долговечность. Когда мы проектируем мебель, учитываем, каким образом предметы впоследствии адаптируются к меняющемуся образу жизни клиента. При этом мы создаем такие конструкции, которые в любой момент легко разобрать для переезда. Мы избегаем рискованных конструктивных элементов, таких как пластиковые и металлические соединители, чтобы каждая деталь была максимально прочной и долговечной.
Аутентичность
Сейчас нелегко предсказывать будущее, но я бы настаивал на аутентичности, динамике и простой внутренней красоте — эти качества я не устаю пропагандировать в своей работе. В дизайне интерьеров, как и в мебели, мне нравятся контрастные сочетания материалов. Дерево и керамика, металл, камень и стекло, ткань и дерево.... Эти сильные комбинации придают характер предмету и пространству. Меня всегда вдохновляли традиции декоративного искусства — французские, итальянские, скандинавские и американские, а также достижения дизайна XX века, особенно период с 1920-х по 1950-е годы. Жан-Мишель Франк, Жан Ройер и, конечно же, Пьер Шаро, Робер Малле-Стивенс, Ле Корбюзье и многие другие.
О периоде пандемии и опыте карантина
Я думаю, у людей возникли новые отношения с домом после того, как им пришлось работать там в период карантина. Сейчас дом рассматривается не только как место, где мы проводим время вне нашей загруженной работы, но и как гибкое пространство, выполняющее множество функций. Я пережил период карантина только благодаря тому, что проводил больше времени на природе. В моем доме в Провансе я ухаживал за садом и множеством животных: это поддерживало и вдохновляло меня каждый день.
Французский стиль
Свою карьеру я начал с Пьером Карденом, для которого восемь лет создавал мужскую одежду. Я считаю Кардена архитектором одежды. Он повлиял на мой стиль с точки зрения чувства пропорций, графических форм, поиска красивого исходного материала и внимания к отделке. Как и он, я склонен каждый свой проект превращать в историю. Мой стиль называют французским, поскольку я использую очень индивидуальный подход «от кутюр» во всех своих проектах, работаю с местными мастерами, которые являются экспертами в своей области, будь то обработка дерева, керамика или выдувание стекла — все это нужно для создания нестандартных предметов мебели и декора, отвечающих стилю повседневной жизни моих клиентов.
О взаимосвязи архитектуры и дизайна
Для меня абсолютно важно их единство. Структура пространства задает тон дизайну интерьера проекта. Во всех своих проектах я основываюсь на историческом периоде постройки и традиционном архитектурном стиле региона. Я всегда стараюсь оставаться открытым для любых проектов и наслаждаться разнообразием работы во всех жанрах: и общественных, и частных. Обычно я работаю в тесном сотрудничестве с владельцами, чтобы создать пространство, отражающее их стиль. С общественным пространством все обстоит немного иначе, поскольку в нем должны учитываться потребности большего количества людей. Здесь на смену семейным ценностям приходит удобство и удовольствие для широкой публики.
Герои, которые вдохновляют
Я давно изучаю и люблю шведское дизайнерское движение 1920-х годов, известное как Swedish Grace. Гуннар Асплунд, которого я считаю одним из величайших шведских архитекторов первой половины XX века, был частью этого декоративного движения, как и Аксель Эйнар Хьорт. Строгость, сбалансированность, изгибы, глубина материальности — отличительные черты предметов мебели этой эпохи. Часто это были очень простые изделия из органического сырья (сосна), но в то же время присутствовали и чрезвычайно сложные элементы (маркетри из дерева). Они замечательные.
Я также восхищаюсь скандинавскими дизайнерами 1930-60-х годов, такими как Фриц Хеннингсен, Аксель Эйнар Хьорт, Пааво Тайнелл, Флемминг Лассен. И американскими дизайнерами — Пол Ласло, Пол Франкл, Терренс Гарольд Робсджон-Гиббингс, Джеймс Монт, Харви Проббер. Американцы середины века знали, как опровергнуть условности: применяли сталь, пробку, керамику, дерево, многочисленные разновидности этих материалов, которые не обязательно встречаются в Европе. Журнальный столик Пола Франкла из пробки и дуба завораживает. Мое увлечение этим периодом американского дизайна соответствует до духу интерьерам, которые я создаю. Мне нравится сила и аутентичность этих проектов, которым свойственно почти архитектурное совершенство, индивидуальность, элегантность, легкая оригинальность без высокомерия и точность, неподвластная времени.
Фрэнк Гери и Норман Фостер — замечательные архитекторы, как и Джон Поусон. Они продолжают размышлять над своим видением проекта до самого конца. Я также люблю и поддерживаю работы молодых талантливых дизайнеров и современных художников. Я попросил Матье Коссе создать фреску на потолке входа в отель Le Coucou в Мерибеле. Я бы также упомянул Айреса Матеуша — португальского архитектора-минималиста. Они выходят за рамки условностей во всех аспектах своей работы, что довольно сложно, учитывая строгие правила строительства. Кроме того, еще одно заслуживающее внимания имя — Валерио Ольджати, швейцарский архитектор, сочетающий архитектурные формы и органические материалы. Наконец, для меня Кристиан Лиэгр (который недавно ушел), как и Андре Путман, являются провидцами своего времени, оказавшие глубокое влияние и на современников, и на молодое поколение. Они олицетворяли собой неподвластную времени элегантность.