«Бедное искусство» и дизайн из Италии и России
25 января 2021 г.
Галерея «Эритаж» готовит масштабный проект, посвященный течению arte povera. В стенах московской галереи и на онлайн-площадке брюссельской BRAFA покажут работы десятка художников из Италии и России, от 1970-х годов до наших дней.Галерея «Эритаж» открывает сезон экспозицией «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии». В экспозицию войдут предметы дизайна 1970-х и современные объекты, керамика и мебель для кино — произведения Урано Пальмы, Риккардо Дализи, Марио Чероли, Альфонсо Леони, Карло Заули, Николая Полисского, Александра Бродского, Рината Волигамси, Валерия Кошлякова, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина, Хаима Сокола, Сергея Шеховцова.
Кураторы масштабного показа — Кристина Краснянская и Зарина Тайц. Открытие выставки приурочено к запуску BRAFA in the Galleries — онлайн-проекта Брюссельской ярмарки искусства BRAFA, выставка в московской галерее откроется в обычном формате в марте.
По теме: Выставки 2021 года. 28 проектов, о которых нужно знать
«Галерея «Эритаж» видит свою задачу в том, чтобы знакомить публику с художественными процессами, которые начались еще в советской России в последней трети XX века, — рассказывает галерист и куратор Кристина Краснянская. — В первый год участия в BRAFA мы выставляли советский дизайн и поставангард, включавший работы Александра Родченко и Якова Чернихова; в 2020 году темой стали предметы пропаганды и символы социализма, «реинкарнированные» современными художниками. В 2021 году галерея покажет проект, посвященный arte povera.»
Просуществовав всего несколько лет, arte povera стало самым заметным художественным течением послевоенной Европы. Оно получило свое название благодаря арт-критику Джерману Челанту, который открыл выставку под названием Arte Povera e IM Spazio в 1967 году. Придуманный термин точно обозначил новую эпоху итальянского искусства. Вместе с промышленным и экономическим подъемом в Италии в 1950–1960-х происходило резкое развитие потребительской культуры: в этом контексте художники, выбирая «бедные материалы» для своих работ, стремились декоммерциализировать искусство, вывести его за пределы рынка и галерейного бизнеса, освободить творческий процесс.
Работая с простыми и грубыми материалами, мешковиной и мусором, стальными прутьями и глиной, они верили, что их искусство может быть важным инструментом социального воздействия и вели политические диалоги. От минимализма, концептуализма и поп-арта — их отличало внимание к эстетике природы и ручного ремесленного труда. Основными представителями стали Алигьеро Боэтти, Микеланджело Пистолетто, Джузеппе Пеноне, Марио Мерц, Яннис Кунеллис, Марио Чероли.
Выставка «Русское бедное» (russian povera) была проведена Музее современного искусства ПЕРММ в Перми в 2008 году. Куратор Марат Гельман собрал работы 36 авторов: Александра Косолапова, Леонида Соков, Игоря Макаревича, Валерия Кошлякова, Николая Полисского, Александра Бродского, Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, RECYCLE, Анны Желудь и др. Проект, по мнению куратора, опровергал навязываемую альтернативу: либо современное — либо русское, показывая русское искусство как серьезную работу с социальной и национальной идентичностью — и, одновременно, как актуальный художественный поиск.
Как способ существования современного искусства в России, искусства подлинного, глубинного, сущностного, где есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность. Когда итальянские художники arte povera Янис Кунелис и Марио Мерц приносили в выставочное пространство груду камней или остатки старого баркаса, то их задачей было столкнуть зрителя с реальностью, которая в новом контексте становилась искусством. Русские же художники, используя нехудожественные материалы, не отказывались, а наоборот, стремились к красоте, стремились выразить в пластике «бедноcти».
«Нам интересно найти сходства и различия в эстетике «бедного» на примере итальянского и русского искусства и дизайна, — продолжает Кристина Краснянская. — На выставке обязательно будут предметы «бедной» мебели, являющейся одновременно объектом функционального искусства.
Например, объекты Урано Пальмы, скульптуры которого украшают музейные собрания Италии и Кореи, а мебель находится в международных коллекциях; функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, который занял активную позицию в дебатах об «антидизайне», отрицая консьюмеризм и функциональную ценность в дизайне во имя акта творчества; уникальная мебель Марио Чероли «мобиле делла валле», созданная специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини (1967–1977); керамические объекты гениального скульптора и керамиста Альфонсо Леони, который в 1960–1970-х внес большой вклад в сохранение традиционных техник через экспериментальный, новаторский подход в скульптуре и керамике; и работы Карло Заули, названного «бьянко Заули» за свою монохромность и «скульптором ваз» за монументальность, которую он придавал такому материалу, как керамика».
Для проекта галереи «Эритаж» Николай Полисский мастерит деревья-колонны, отсылающие нас к грандиозной итальянской архитектуре. Хаим Сокол создает «мертвые письма» из жести и стали с реальными текстами бельгийских солдат времен Первой и Второй мировых войн. Сергей Шеховцов создаст из поролона стаю собак, несущих на себе, как татуированные свиньи Вима Дельвуа, отличительные знаки различных течений и техник в искусстве: от дриппинга Поллока до граффити.
Выставка концептуальная, многослойная и многосмысловая. Это рассказ и об аутентичности русского «бедного искусства», о его собственном культурном коде, и в то же время о проникновении художественных и философских идей и течений ХХ века в Россию. Итальянское «бедное» просуществовало не дольше одного десятилетия, тогда как «русское бедное» скорее из области метафизики: оно зародилось в 50-х годах ХХ века и все еще не прекратило своего существования в силу многих факторов — не только материальных, но и ментальных.»
• Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии. Галерея «Эритаж», 26.03.–30.05.2021. Онлайн (в рамках BRAFA in the Galleries), 27.01.21–31.01.21.