«Бедное искусство» и дизайн из Италии и России

25 января 2021 г.

Галерея «Эритаж» готовит масштабный проект, посвященный течению arte povera. В стенах московской галереи и на онлайн-площадке брюссельской BRAFA покажут работы десятка художников из Италии и России, от 1970-х годов до наших дней.
Галерея «Эритаж» фото
Ринат Волигамси. Дом. 2016. Сталь. 43 х 60 х 92 см

Галерея «Эритаж» открывает сезон экспозицией «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии». В экспозицию войдут предметы дизайна 1970-х и современные объекты, керамика и мебель для кино — произведения Урано Пальмы, Риккардо Дализи, Марио Чероли, Альфонсо Леони, Карло Заули, Николая Полисского, Александра Бродского, Рината Волигамси, Валерия Кошлякова, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина, Хаима Сокола, Сергея Шеховцова.

Кураторы масштабного показа — Кристина Краснянская и Зарина Тайц. Открытие выставки приурочено к запуску BRAFA in the Galleries — онлайн-проекта Брюссельской ярмарки искусства BRAFA, выставка в московской галерее откроется в обычном формате в марте.


По теме: Выставки 2021 года. 28 проектов, о которых нужно знать

«Галерея «Эритаж» видит свою задачу в том, чтобы знакомить публику с художественными процессами, которые начались еще в советской России в последней трети XX века, — рассказывает галерист и куратор Кристина Краснянская. — В первый год участия в BRAFA мы выставляли советский дизайн и поставангард, включавший работы Александра Родченко и Якова Чернихова; в 2020 году темой стали предметы пропаганды и символы социализма, «реинкарнированные» современными художниками. В 2021 году галерея покажет проект, посвященный arte povera.»

Галерея «Эритаж» фото
Валерий Кошляков Пролетарский Пантеон. Из серии «Галерея русских фантазий». 1998. Холст, масло, смешанная техника. 287,5x145 см. 
Галерея «Эритаж» фото
Урано Пальма. Uranoide throne. 1978. Дерево. 15x25x230 см

Просуществовав всего несколько лет, arte povera стало самым заметным художественным течением послевоенной Европы. Оно получило свое название благодаря арт-критику Джерману Челанту, который открыл выставку под названием Arte Povera e IM Spazio в 1967 году. Придуманный термин точно обозначил новую эпоху итальянского искусства. Вместе с промышленным и экономическим подъемом в Италии в 1950–1960-х происходило резкое развитие потребительской культуры: в этом контексте художники, выбирая «бедные материалы» для своих работ, стремились декоммерциализировать искусство, вывести его за пределы рынка и галерейного бизнеса, освободить творческий процесс.

Работая с простыми и грубыми материалами, мешковиной и мусором, стальными прутьями и глиной, они верили, что их искусство может быть важным инструментом социального воздействия и вели политические диалоги. От минимализма, концептуализма и поп-арта — их отличало внимание к эстетике природы и ручного ремесленного труда. Основными представителями стали Алигьеро Боэтти, Микеланджело Пистолетто, Джузеппе Пеноне, Марио Мерц, Яннис Кунеллис, Марио Чероли.

Галерея «Эритаж» фото
Марио Чероли. Mobilli Nella Valle. 1966. Издано Poltronova. Серия снята с производства. Русская сосна.154x69x80 см.

Выставка «Русское бедное» (russian povera) была проведена Музее современного искусства ПЕРММ в Перми в 2008 году. Куратор Марат Гельман собрал работы 36 авторов: Александра Косолапова, Леонида Соков, Игоря Макаревича, Валерия Кошлякова, Николая Полисского, Александра Бродского, Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, RECYCLE, Анны Желудь и др. Проект, по мнению куратора, опровергал навязываемую альтернативу: либо современное — либо русское, показывая русское искусство как серьезную работу с социальной и национальной идентичностью — и, одновременно, как актуальный художественный поиск.

Как способ существования современного искусства в России, искусства подлинного, глубинного, сущностного, где есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность. Когда итальянские художники arte povera Янис Кунелис и Марио Мерц приносили в выставочное пространство груду камней или остатки старого баркаса, то их задачей было столкнуть зрителя с реальностью, которая в новом контексте становилась искусством. Русские же художники, используя нехудожественные материалы, не отказывались, а наоборот, стремились к красоте, стремились выразить в пластике «бедноcти».

Галерея «Эритаж» фото
Марио Чероли. Mobilli Nella Valle. 1972. Издано Poltronova. Серия снята с производства. Русская сосна.154x69x80 см.

«Нам интересно найти сходства и различия в эстетике «бедного» на примере итальянского и русского искусства и дизайна, — продолжает Кристина Краснянская. — На выставке обязательно будут предметы «бедной» мебели, являющейся одновременно объектом функционального искусства.

Например, объекты Урано Пальмы, скульптуры которого украшают музейные собрания Италии и Кореи, а мебель находится в международных коллекциях; функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, который занял активную позицию в дебатах об «антидизайне», отрицая консьюмеризм и функциональную ценность в дизайне во имя акта творчества; уникальная мебель Марио Чероли «мобиле делла валле», созданная специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини (1967–1977); керамические объекты гениального скульптора и керамиста Альфонсо Леони, который в 1960–1970-х внес большой вклад в сохранение традиционных техник через экспериментальный, новаторский подход в скульптуре и керамике; и работы Карло Заули, названного «бьянко Заули» за свою монохромность и «скульптором ваз» за монументальность, которую он придавал такому материалу, как керамика».

Галерея «Эритаж» фото
Сергей Шеховцов. Дворняга. 2020. Пенопласт.

Для проекта галереи «Эритаж» Николай Полисский мастерит деревья-колонны, отсылающие нас к грандиозной итальянской архитектуре. Хаим Сокол создает «мертвые письма» из жести и стали с реальными текстами бельгийских солдат времен Первой и Второй мировых войн. Сергей Шеховцов создаст из поролона стаю собак, несущих на себе, как татуированные свиньи Вима Дельвуа, отличительные знаки различных течений и техник в искусстве: от дриппинга Поллока до граффити.

Галерея «Эритаж» фото
Ринат Волигамси. Дом 9. 2017. Сталь. 28 х 41 х 21 см

Выставка концептуальная, многослойная и многосмысловая. Это рассказ и об аутентичности русского «бедного искусства», о его собственном культурном коде, и в то же время о проникновении художественных и философских идей и течений ХХ века в Россию. Итальянское «бедное» просуществовало не дольше одного десятилетия, тогда как «русское бедное» скорее из области метафизики: оно зародилось в 50-х годах ХХ века и все еще не прекратило своего существования в силу многих факторов — не только материальных, но и ментальных.»

Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии. Галерея «Эритаж», 26.03.–30.05.2021. Онлайн (в рамках BRAFA in the Galleries), 27.01.21–31.01.21.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит