Верный выбранному амплуа, Gufram, итальянский «бренд радикального дизайна» продолжает издавать и продвигать вневременные иконы дизайна. Недавно вышла новая версия MAgriTTa — кресла, спроектированного в 1970 году Себастьяном Маттой (1911–2002).
По теме: 100 лет дизайна: 5 знаменитых диванов из 1970-х
Выполненное из пенополиуретана и обитое шерстью букле кресло-скульптура MAgriTTA — дань уважения сюрреализму. Оно символизирует одновременно и зеленое яблоко и черный котелок — повторяющиеся фигуративные элементы в работах знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. Безусловно, MAgriTTA напоминает о самой знаменитой картине Магритта «Сын человеческий» 1964 года.
«По крайней мере, она отчасти хорошо скрывает лицо, поэтому у вас есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта, можно сказать, между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено», — писал о картине Магритт.
Играя с неожиданной ассоциацией «яблоко в шляпе?», а также с пространственным парадоксом «яблоко размером с шляпу или шляпа размером с яблоко?» Матта сумел воплотить обман, шутку и иллюзию живописи Магритта в объект дизайна. Шляпа из АБС-пластика работает как структура, а яблоко, сделанное из мягкого пенополиуретана и обитое эластичной тканью, становится удобным и мягким сиденьем. Имя MAgriTTA, написанное с отличительным использованием прописных и строчных букв, объединяет фамилии Матта и Магритт.
Чилийский архитектор, художник и дизайнер Роберто Себастьян Матта был главным героем важнейших художественных течений XX века: в Париже он оказался среди выдающихся личностей сюрреализма; в начале Второй мировой войны повлиял на рождение абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке; после войны вернулся в Европу и поселился в Италии, где сыграл роль связующего звена между абстрактным экспрессионизмом и итальянским абстракционизмом. Его работы представлены в MOMA в Нью-Йорке, Центре Помпиду в Париже, Музее изящных искусств в Сан-Франциско и Национальной художественной галерее в Риме.
Помимо классической версии с зеленой обивкой, Gufram окрасил MAgriTTA в желтый и красный цвета. «Я не очень люблю трибьюты: я всегда чувствую, что они служат поводом для присвоения славы и творческой интуиции кого-то другого, — говорит Чарли Вецца, глава Gufram, — Но очевидно, что это не относится к Себастьяну Матте: ему не нужно было ничего присваивать, поскольку он уже обладал большой известностью и творческой интуицией. Фактически, MAgriTTA — это не прославление работ и фигуры Магритта, а, скорее, превращение в трехмерный объект символа, которого в его искусстве не существовало в такой форме. Матта, как в фокусе, извлек яблоко из шляпы, сублимировал работу великого художника и превратил ее в икону дизайна».